Денис Шабалов. Метро 2033: Право на жизнь: [роман]
Москва, Астрель, 2013 348 с.
Вторая часть трилогии «Право на силу». Бойцы из Сердобска вместе с подчинившей их общину «Первой ударной бригадой» отправляются за несколько сот километров для неблагородного, но жизненно необходимого захвата уцелевшей во время Удара базы Росрезерва. Сталкер Добрынин мучается смутными подозрениями относительно истинных целей «ударной бригады». По мере продвижения к цели вопросов все больше, Добрынин понимает, что попал в ловушку.
Повествование строится на путешествии и приключениях боевого каравана, удачно сочетающихся с отрывками из насыщенной прошлой жизни сердобских сталкеров. Надо сказать, что у «метрошных» авторов сформировалось два очевидных направления. У одних жизнь вне укрытия в 2033 году невозможна. На улицах сохранившихся локаций установилась крайне агрессивная к человеку среда. Из каждого пустого окна, из каждого подъезда царит зримая или невидимая опасность. Иногда местность непроходима из-за мутировавшей растительности. На поверхности чувствуешь себя в постоянной опасности. Вспомним бег одинокого Артёма по московским проспектам в «Метро 2033» и ночевку Бума в ванной заброшенного дома в «Страннике».
У других описываются поселения под открытым небом, караваны и путешествия на многокилометровые расстояния. Роман Шабалова относится ко второй категории. Выжившие деревни объясняются удаленностью от основных мест ядерной бомбардировки и слабым радиационным фоном (а как же радиоактивные осадки ?). Можно бесконечно спорить о возможности такого варианта развития событий, поэтому примем это как данность.
«Право на жизнь» отличается от первой части сильной мистической составляющей. Мистики добавляет тайна детского сада в Сердобске. Мы узнали, почему сталкеры обходят его стороной. Занавес приподнят, но тайна не раскрыта до конца. По всей видимости, разгадка ожидает нас в третьей части. Интересной находкой начинающего писателя-постапокалипсисптера стал нарушающий законы геометрии и физики «непутёвый туннель».
Во второй части мы снова заметили «сталкеровские» детали – гон мутантов и «чернобыльский» пейзаж на обложке. «Право на жизнь» перекликается и с другими книгами серии «Метро». Мы узнаем продолжение истории о радиопереговорах с выжившими экипажами танков, о которых подслушал разговор Артём в «Метро 2033». Деревня охотников-каннибалов напоминает итальянские «Корни небес» Туллио Аволедо.
Фирменным «шабаловским» стилем стали описания тактико-технических характеристик оружия и боевой тактики «рейнджеров». Все это придаёт книге особый «военный» шарм.
Роман буквально насыщен эмоциями. Больше всего запомнился плачущий мужчина у костра с рассказом о своём ребёнке, убитом кровососом. По всей книге «разбросаны» всевозможные намёки и загадки. И не только они.
Вот что пишет сам автор: «Право на жизнь» я старался построить так, чтобы практически в каждой главе было что-то, о чём следует подумать. Мораль. Чтобы перед читателем ставился вопрос, который необходимо обдумать и решить. Для себя». Например, охота на разумного мутанта-заглота заставляет героя мучиться совестью.
У Шабалова получилась сильная добротная книга. Не все загадки раскрыты, не на все вопросы даны ответы. Нет сомнений, что третья часть окажется интересной.
afishapskov.ru