Анна Калинкина «Метро 2033: Хозяин Яузы». 2014
Спешу поделиться впечатлениями от очередной книги серии «Метро 2033» после очень долгого перерыва. Пришлось серьезно пересмотреть свое отношение к этому литературному проекту. Качество новых выпусков падает обратно пропорционально росту стоимости книг. После определенного момента (точнее – после «Крыма» с «Поштой», это недоразумение стало последней каплей) было принято решение: перестать выбрасывать деньги на ветер и перейти на бесплатные электронные версии. И не надо обвинять меня в пиратстве. Покупать нужно качественные книги, которые потом захочется перечитать. Крайние «метрокниги», общее число которых перевалило за полсотни, годятся только на растопку печки (непозволительно дорогую), либо как наглядное пособие «как не надо писать книги».
Метромир 2033 года давно исследован, изучен и заезжен. Придумать что-то новое довольно сложно. По этой причине осваиваются новые города и жанры, вплоть до детективов и любовных романов. Открывая книгу, уже знаешь примерное содержание. Вася-Петя-Федя, больше 20 лет, но 30 ещё нет. В метро или убежище попал ребёнком, маму помнит. Приключения строятся на сочетаниях поверхность-другие станции, погоня — новые мутанты — немножко старых. Обязательно присутствуют призраки, видения, крысы и прочий ватник.
В условиях, когда всё протоптано, авторы пытаются нашарить свою собственную тропинку. У Анны Калинкиной она пролегает по старинным московским улочкам, подземельям царских времен и преданьям московской старины. В четвертой книге под обложкой оказался довольно запутанный сюжет путешествий некоего Фёдора, прочно запутавшегося в любовных похождениях и своем месте в жизни. Плавающий как говно в проруби персонаж и есть главная история довольно запутанной и не слишком интересной книги. Авторский стиль невыразителен, скучен. Никаких тебе «батоончиков». Можно похвалить автора за приверженность старой Москве. Ещё один плюс: хорошо вычитан текст, опечаток не замечено.
Фирменная черта Калинкиной – населить каждое более-менее значимое здание новыми подвидами одичавших человеков. Поэтому позабавили охочие до сексуальных удовольствиев прядильщицы (напомнило смешных амазонок из Мраморного рая). Да и вообще – распоясавшиеся авторы отправляют своих героев свободно шастать по поверхности. Как будто нигде нет радиации, непроходимых джунглей и опаснейших тварей. Притупилось ощущение смертельной опасности, которое так нравилось в первых книгах серии. Жители «Метро» подозрительно сильно осведомлены о поселившейся в Кремле биомассе. Ага-ага, вот так прямо вернулся Мельник из похода с Артёмом и дал в Полисе пресс-конференцию о приключениях в секретных катакомбах. Ссылки на других авторов уместны, но нельзя ими злоупотреблять.
Заявленная тема хозяина Яузы раскрыта мало. Думается, в пятой книге будет тоже неинтересно. Мы наблюдаем закат фантастической книжной серии «Метро 2033». Пищущееся «Метро 2035» придаст ему небольшой импульс, но надолго это не поможет. Пойду, что ли перечитаю Шимуна Врочека, Цормудяна или Дъякова.
afishapskov.ru