Кино. Обзоры кинофильмов
Фильм «Дюна» (2021) отзыв от AfishaPskov.Ru
12+
Жанр: фантастика, драма, приключения
Страны: США, Канада, Венгрия
Режиссёр: Дени Вильнёв
Музыка: Ханс Циммер
Длительность: 155 мин.
В главных ролях Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг
Сравнивать две экранизации, вышедшие с разницей почти в 40 лет — занятие одновременно сомнительное и увлекательное. С одной стороны, прошла целая эпоха, рушились одни государства и возникали новые, спецэффекты в киноиндустрии прошли несколько революционных скачков. С другой стороны, многое сильно повторяется в деталях. Местами фильмы 1984 и 2021 года выпуска похожи как сиамские братья-близнецы, а фрагментами пропасть между ними огромна как пасть китовой акулы.
Кинорецензии не дают чёткого понимания о содержании. Всё что нужно знать — это фантазийный мир очень отдалённого будущего, где верность и честь противостоят интригам, подлости и безмерному коварству. «Дюна» 1984-года даёт больше пояснений и чуть больше раскрывает мотивы главных злодеев, но делает это топорным методом пересказа. Современная интерпретация постепенно погружает зрителя в незнакомый мир.
Что общего у двух экранизаций? В обоих случаях это именитые крутые режиссёры. В случае с Линчем это было так давно, когда он ещё не имел обыкновения вставлять треки Rammstein в музыкальную дорожку, а сыгравший одного из злодеев Стинг был на пике популярности. При этом в голове как-то держишь, что на момент съёмок оставалось 15 лет до момента, когда Гарри Топор завёл виды на пивной бар в Лондоне.
Забавно, что актёры подобраны одинаково похожими внешне. Главный герой Пол Атрейдес одинаково чёрно вихраст — в старом варианте это будущая звезда «Твин Пикса» Кайл Маклахлен (сложно его представить без чашки кофе, но тем не менее это так), в новом – Тимоти Шаламе, доселе особо не известный широкой публике, если не считать небольшой роли в «Интерстелларе». Часть персонажей тоже похожи внешне. Стоит отметить, что в вариации 1984 года главного охранника юного наследника играет Патрик Стюарт. Будущий герой вселенной «Марвел» уже тогда был безбожно лыс и как будто неподвластен времени.
В современном (западном) мире сейчас очень любят всяческий антишовинизм. Ничего против не имеем, но превращения могут быть крайне неожиданными. Представитель императора, судья перемен в фильме 84-го года – староватый мужик, в экранизации 2021 года явился в виде голубоглазенькой негритянки. Причем у Линча он практически сразу погибает, у Вильнёва (она) успевает оказать помощь героям.
Значимость персонажей второго плана немного расходится. В старой версии мать главного героя – просто фоновый персонаж, значимость которого падает по мере продвижения к финалу. В современном варианте вокруг «ведьмы» замешана важная, если не определяюще судьбоносная часть событий. В новом варианте наложницу герцога играет шведская актриса Ребекка Фергюсон. Вы можете помнить её по «Снеговику» и «Живому».
Самое заметное различие в фильмах – сцена нападения на Аракс. В старом варианте солдаты беспорядочно топочут сапогами по коридорам, где их расстреливают как глупых куриц. В новом это больше напоминает сражение с лёгким оттенком июня 41-го (внезапно, без объявления войны). Все застигнуты врасплох, щит отключен, авиация разгромлена.
Из различий бросается в глаза чрезмерная детскость экранизации Линча. Нельзя без слёз смотреть на обшивку корабля, который возит всех по планете. Понимаешь, что фильм снимали в эпоху, когда АББА была самой крутой поп-группой современности, а современный зритель ходил пешком под стол или не родился вовсе. Сравнения идут только на пользу творению Вильнёва. Оно более современно, лучше передаёт дух, сделано качественно и продуманно.
Одного из главных злодеев играет Стеллан Скарсгард. Без представителя шведского киносемейства, отца «Оно» теперь не обходится не один фильм где есть негодяи? Причём у Линча это просто рыжий жирдяй, у Вильнёва – демонический всемогущий таинственный персонаж. Казалось бы бытовая сцена – купания в грязевой ванне – несет зловещий подтекст и является важной составляющей злодейского «шарма». Каждая его черта или движение словно несет скрытую угрозу, которую в напряжении наблюдают многочисленные слуги.
Хронометраж «Дюн» одинаково безразмерен, но имеет разную ёмкость. У Дэвида Линча в 142-минутную версию включен весь объём книги. Вильнёвская вариация охватывает только часть повествования. Образно говоря, подлый «разгром» и приспособление выживших к новым условиям. Напомним, это инопланетная пустыня, гигантские черви размером с добрую девятиэтажку и прячущиеся в песках и пещерах голубоглазые туземцы. Дальнейшая структура продолжения предугадывается по аналогии с «Властелином колец»: во второй части сторона света собирает силы, в третьей предстоит решающая битва.
«Дюна» в современной варианте выделяется проникновенным стилем и прекрасной операторской работой. Здесь словно смакуют каждую сцену. Продолжение светит нескоро, пока можно утешаться экранизацией Линча.
Денис Фёдоров
Другие обзоры автора:
«Гренландия»: Как выглядеть дураком. Обзор фильма