Кино. Обзоры кинофильмов
Фильм «Наполеон» (2023) отзыв от AfishaPskov.Ru
Двухсполовинойчасовой фильм о жизненном пути Наполеона Бонапарта. Жанр с трудом поддается чёткому определению. Точно не биография. Возможно, исторический фильм. Но с поправкой: это не военная драма, а скорее непростая история Наполеона и Жозефины на фоне военных побед и неудач.
Застывший в одном возрасте всегда на 45, Наполеон выглядит ровно одинаково: и во время французской революции и в 1812 году и во время ссылки на острове Эльба. Биография неполная — мы знакомимся с Бонапартом на старте его военной карьеры в момент захвата занятой англичанами крепости Тулон.
Ленту называют недостоверной и поверхностной, сыпят подробностями искажений разных исторических фактов. Ридли Скотт представил американизированную версию главной европейской военной эпопеи XIX столетия. Череда знаковых сражений показана короткими эпизодами. Вот дерзкий и блестящий захват крепости Тулон с пьяными англичанами. Вот стрельба картечью по бунтующим роялистам. А вот битва у подножия египетских пирамид, где французы обстреливают пирамиды из артиллерии.
Своеобразный галоп по Европам и Египту. Аустерлиц — это история как французы заманили в ловушку русско-австрийское войско, выманив на лёд озера и расстреляв лёд из пушек. Какое там еще небо Аустерлица? Забудьте. Перед вам спектакль, разыгранный как по нотам гениальным полководцем. Одна из самых впечатляющих сцен — тонущие в проломившемся льду солдаты и лошади.
Эпично описанное в «Войне и мире» Бородино здесь скомкано до короткого кусочка как будто проходной битвы. Сотни страниц обстоятельного повествования сжались в скромные пару минут экранного времени. Не забыли только про партизанскую войну. Казаки показаны жестокими северными варварами, развешивающими по деревьям трупы французов. Только в титрах зритель узнает количество жертв наполеоновских войн, из которых ясно, что Бородино было одной из самых главных страниц.
Эпизод со вступлением французов в Москву оставляет больше недоумения. Никаких тебе расстрельных команд, казнящих поджигателей. Атмосфера брошенной столицы напоминает постапокалипсис: опустевший город и летающие в царских чертогах голуби. Непонятно, почему нет никаких узнаваемых мест. А как же Красная площадь, храм Василия Блаженного? Все эти глобальные события для нас события всего лишь фон для жизни Наполеона. Морозы и голод заставляют отказаться от попытки захватить Петербург и развернуть поход в обратную сторону.
Более обстоятельно показана битва при Ватерлоо — финал славной карьеры полководца. Ради чего стоит смотреть фильм — шикарно снятые батальные сцены. Шеренги сражающихся солдат, оборона англичан в каре против французской конницы. Вот барабанщик играет марш, а в следующую секунду его сметает взрыв, барабан валится.
Связующая нить всех эпизодов карьеры полководца — взаимоотношения с Жозефиной, от знакомства до вынужденного расставания. Военные сражения — всего лишь кусочки жизни, нанизанные на вертел жизненной истории Наполеона. Больше всего это похоже на историю семейной жизни императора с подробным описанием того, чем он занимался сегодня днём на работе. А одна из лучших сцен по уровню напряжения совсем не баталия, а драматическое лишение Жозефины статуса императрицы. Сцены с сексом оставим без комментариев.
Скомканные сцены сражений, негры – солдаты, так себе представляют американцы европейскую историю. Полностью вычеркнуты образы маршалов Наполеона. Вовсе не понятно, как удалось завоевать симпатию французов, а ведь это были не только военные победы. Как историческая лента фильм не годится. Но как зрелище и история взаимоотношений двух людей — приемлемо.
P.S. В Пскове фильм идёт в двух кинотеатрах: в «Мираж Синема» и в «Silver Cinema». В Мираже билеты были дороже, но мы пошли туда и как выяснилось, зря. В момент атаки на укрепления англичан при Ватерлоо видео поставили на паузу, включился свет и зазвучала пожарная тревога. После примерно 20-минутного перерыва можно было вернуться обратно и досмотреть. Кресла в «Мираж Синема» не самые удобные.
Денис Фёдоров
Другие обзоры автора:
«Гренландия»: Как выглядеть дураком. Обзор фильма