Тринадцать живописных работ 1940-1980 годов Николая Фёдоровича Новикова (1922-2013) подарены Псковскому музею-заповеднику сыном художника, А.Н. Новиковым.
«По тропинке через огромное поле, за краем которого виднеются сельские избы, медленно движется фигура. Судя по всему, это деревенский гармонист. Вокруг – ни души. В тишине звучит одинокий голос гармони…» Это описание картины народного художника России Н.Ф. Новикова из собрания Псковского музея-заповедника. Полученная из художественного фонда РСФСР в 1971 году, она до сих пор была единственной работой этого автора в собрании музея.
«Одинокая гармонь» была написана в 1969 году, когда молодой художник уверенно заявил о себе на московских художественных выставках. Николай Фёдорович — из числа живописцев первого послевоенного поколения. Ему посчастливилось учиться у выдающихся русских мастеров первой половины XX века — И. Грабаря, П. Кончаловского, А. Лентулова, А. Дейнеки и С. Герасимова, который был ему особенно близок.
До поступления в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова (куда он был принят в 1942 году сразу на второй курс), Н.Ф. Новиков прошёл серьёзную практику изостудий. Именно к этому времени относятся четыре из тринадцати живописных работ, недавно подаренных музею сыном художника, Александром Николаевичем, – тоже художником.
Среди упомянутых ранних работ, датированных 1942-1944 гг., особенно интересны и ценны для музея портреты. В изображении серьёзного не по годам мальчика («Юра Куликов») и в «Автопортрете» самого художника можно усмотреть некое ценное качество живописи Новикова – способность передать что-то сверх того, что изображено на холсте. При исключительной простоте художественного решения оба портрета каким-то образом впитали «воздух» военного времени, а за простым и выразительным внешним обликом портретируемых ощутимо некое внутреннее сердечное движение.
Третий портрет, «Моя крёстная» (1943), несмотря на весьма скромные размеры, перерастая рамки своего жанра, превращается в настоящую маленькую картину о войне, о кротком, но сильном женском характере, о деревенской жизни, которую, кстати сказать, художник великолепно знал. Дар неторопливого повествования, когда из точно отобранных и безошибочно акцентированных частей складывается единое целое — творчески воспринятое Н.Ф. Новиковым наследие передвижников.
Тема войны не оставляла художника в течение всей жизни. Среди подаренного музею – большой живописный эскиз «В разведке», датированный 1956 годом (окончательный вариант картины, написанный чуть позднее, находится в Картинной галерее Республики Казахстан). Замысел её не был случаен и возник ещё в 1944 году – на фронте погибли старшие братья художника, а дом в Подмосковье, где жила семья, и прошло его детство, был сожжён вместе со всей деревней. Драматургия картины строится на световых и цветовых контрастах, живописной экспрессии, точно взятых жестах и «говорящих» деталей, создающих эмоциональную напряжённость.
Передвижническая «закваска» заметна не только в картинах драматического плана, но и в бытовом жанре, к которому весьма успешно обращался художник. Н.Ф. Новикову, как и другим, мировоззренчески близким ему современникам (А.А. Пластову, например), удавались детские образы. В числе таких работ — подаренные музею живописный этюд двух мальчиков («Идут из школы»,1956) и небольшая, мастерски исполненная, жанровая картина «Суворовцы» (1950). Последняя является вариантом композиции «Буденный в гостях у суворовцев» 1949 г., выполненной чуть раньше (в год окончания Института им. В.И. Сурикова) в качестве дипломной работы.
Дар сына художника включает в себя также ряд пейзажей, занимавших немаловажное место в творчестве Н.Ф. Новикова. Работая на пленере, художник отбирал в пейзажном мотиве прежде всего то, что передавало первоначальное , самое яркое впечатление. Вошедшие в собрание Псковского музея-заповедника пейзажи-картины «На озере» (1980) и «Поздний гость» (1973) созерцательны по своему характеру, построены на тонких цветовых отношениях. В обеих работах ему удалось достигнуть единства пейзажного пространства и лаконично обозначенной предметной среды. При этом, что характерно для русской реалистической живописи, продолжателем которой являлся Н.Ф. Новиков, состояние природы в его пейзажных работах всегда содержит сюжетный подтекст и эффект незримого присутствия человека.
Вновь поступившие в Псковский музей-заповедник работы Н.Ф. Новикова пунктирно затрагивают многие важные аспекты творчества этого художника, одного из достойных представителей русской реалистической школы и, несомненно, будут востребованы в музейной практике.