«Александр Сергеевич и другие…» Выставка-ретроспекция работ Игоря Шаймарданова

из собрания Пушкинского Заповедника открылась в Пушкиногорском музее.

 

Игорь Шаймарданов родился в Камбарке (Удмуртия) в 1964 году. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства.

С 1995 года работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 годах был главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт– Петербург), Пскове, частных собраниях.

В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова Пушкин играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна»… Выставка «Александр Сергеевич и другие…» — это взгляд в прошлое, возможность окинуть единым взором более чем десятилетний период творческой биографии автора.

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. ВсЁ просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.

Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…».

В экспозиции представлены живописные работы Шаймарданова на ситце и отдельные листы его серий «Михайловские царапки» и «Александр Сергеевич и Арина Родионовна». Они повествуют о жизни Поэта в сельце Михайловском, какой сквозь столетия увидел и сочинил ее художник. Произведения Игоря Шаймарданова искрятся красками, они ироничны, добродушны, а главное – искренни.

Каким образом происходит рождение «царапок»? Наметив общую композицию, автор процарапывает контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего в лист втирается масляная краска, выявляя процарапанный ранее рисунок. Такова техника, изобретЁнная самим автором.

Новая серия «Заповедник Бориса Алиханова» являет иного героя. Почти монохромные, по колориту близкие сепии работы погружают в художественный мир повести Сергея Довлатова. В них И. Шаймарданов обращается к элементам коллажа: в ткань рисунка вплетаются печатные тексты – фрагменты повести.

Одна из ранних работ Игоря Шаймарданова, находящихся в собрании Пушкинского Заповедника называется «Возвращение художника» (2000). В сознании зрителя название соотносится с евангельской притчей о блудном сыне, вступая в диалог с множеством полотен, написанных на этот сюжет мастерами разных столетий и стран. Мотив возвращения присутствует в жизни каждого человека и художника. И Пушкин здесь не является исключением. Возвращение из михайловской ссылки в Петербург, следом – приезды-возвращения в «опальный домик»… И художник, единожды побывавший в Михайловском, переживший встречу с Пушкиным, услышавший растворенные в пейзаже пушкинские строки, неизбежно возвратится…

Выставка работает до 2 сентября.

Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское», музеи «Пушкинская Деревня» и «Водяная мельница» в деревне Бугрово работают с 10.00 до 17.00, кассы открыты до 16.30.

Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» закрыты для посетителей: понедельник, последний вторник каждого месяца (санитарный день)

Музеи «Пушкинская Деревня» и «Водяная мельница» в д. Бугрово закрыты для посетителей: понедельник, вторник

Пушкиногорский район. Добраться по Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» можно по федеральной автодороге М-20 Санкт-Петербург – Киев. Повернуть по указателю в Новгородке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.