С 4 по 9 октября 2016 года в фойе Псковского музея-заповедника экспонируется новый предмет — гребень Х века с изображением ладьи (из раскопок в Псковском Кремле).
По Западной Европе шел грозный десятый век – самая середина эпохи викингов. Своеобразным символом этого времени является роговой гребень с изображением ладьи. Найден он во время раскопок Н. Чернягина в Пскове на территории Псковского Крома и датируется Х веком. Сам же автор раскопок Н. Чернягин погиб на фронтах Великой Отечественной войны. В среде специалистов этот гребень так и называют – «гребень Чернягина».
Гребень роговой односторонний, цельный с высокой резной фигурной спинкой и с отверстием для подвески. Сделан из рога лося. Большая часть зубцов гребня обломана. На верху спинки по обеим сторонам резных голов птиц видны по три зубца гребня и бородки — это петухи. К ним ниже в технике глубокой резьбы «пририсованы» по четыре лапы, так что получились некие фантастические животные – петухи стали четырёхногими.
В центре гребня мы видим схематическое изображение ладьи. Штевни ладьи с двух сторон высокие, загнуты внутрь. Мачта с обычным для ладей викингов четырёхугольным парусом. Изображённый корабль северного типа — это боевой скандинавский корабль – драккар, «дракон» (самое быстроходное судно своего времени). На таких ладьях в земли славян приплыли Рюрик, его братья и их дружины.
По-видимому, гребень первоначально был украшен только рельефными головками петухов наверху. В таком виде гребень вполне мог висеть на поясе какого-то западного славянина-язычника где-то на южном побережье Балтики. Затем гребень попал в руки трудолюбивого скандинава, тоже язычника. Произошло это, скорее всего, где-то в середине – второй половине Х века. Новый владелец гребня изобразил в центре со смещением вправо прежде всего то, что было ему особенно дорого, и что составляло предмет его гордости – боевой корабль во всех его подробностях, поскольку «корабль – жилище скандинава».
Возможно даже, что вырезал он это изображение с натуры: сидел на краю псковского городища, а внизу, у берега, стояло несколько кораблей этой схемы. Изобразив корабль, автор на этом не успокоился и с помощью точно таких же углубленных линий «пририсовал» петухам по четыре ноги каждому. Аналогии таким зверям известны в фантастико-юмористическом рассказе Вадима Шефнера «Курфюрст Курляндии», по страницам которого бегают четырёхлапые куры. Но приоритет тут, конечно, за резчиком псковского гребня – он воплотил эту идею на тысячу лет раньше. Это тем более удивительно, что петухи в Х веке были жертвенными животными при языческих обрядах – при погребениях и гаданиях. Лапы к петухам были пририсованы после изображения корабля. Это становится понятным из того, что задняя лапа правого зверя касается верхнего угла паруса ладьи, чего при обратной очередности нанесения изображений можно было бы легко избежать.
Затем гребень, по-видимому, переходит в третьи руки, и новый владелец совсем тоненькими линиями слева от ладьи наносит изображение дерева. Вероятно, это ясень Иггдрасиль – мировое древо древних скандинавов. Возможно, что тут же, на Псковском городище, новый хозяин гребня его потерял или выбросил. И было отчего: зубцы обломались, и вещь пришла в негодность.