Выставки Пушкинские Горы апрель – июнь 2017
Выставка «Литературные шедевры в иллюстрациях белорусских графиков» из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника открылась в Пушкинских Горах
Выставка знакомит зрителя с работами отдельных белорусских авторов, которые в своём творчестве посвятили литературе как отдельные серии, так и станковые произведения, наполненные авторским взглядом и субъективным пониманием литературного образа. В экспозицию вошли работы Георгия и Натальи Поплавских, Арлена Кашкуревича, Елены Лось, Николая Байрачного и Владимира Провидохина. Это талантливые белорусские иллюстраторы, многократные участники и призёры Всесоюзных конкурсов книжной графики.
Н. И. Байрачный. «Ноздрёв». К роману Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1978 г.
В среде белорусских графиков особое место занимает Арлен Михайлович Кашкуревич, народный художник Беларуси, заслуженный деятель искусств БССР, профессор. Его работы — это одновременно «иллюстративная поддержка текста» и проникновение в суть произведения через понимание философии, морали, той самой идеи, которую хотел донести зрителю сам автор литературного произведения. За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал много книг известных белорусских писателей: «Три поэмы» Янки Купалы (1962 г.), «Сердце на ладони» Ивана Шамякина (1964 г.), «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича (1983 г.) и др. Однако самыми значительными в творческом отношении стали серии иллюстраций к поэме Николая Гусовского «Песня про зубра» (1973 г.) и трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» (1975 г.).
В «Песне про зубра» ярко выражен патриотический призыв к единению и дружбе различных по вере и культуре европейских народов перед угрозой турецкого и татарского нашествия, прославление деятельной, свободной, гармонично развитой и мужественной личности, идея патриотизма. Все части произведения объединены темой судьбы родины, преданности родной земле. Это гимн красоте своей земли. Зубр в поэме — аллегорический образ родного края, символ его былой мощности. Иллюстрации напоминают старинные гравюры. На Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» 1974 г. в Москве за эту работу художник был отмечен дипломом 1 степени.
Обложку первого издания «Фауста» 1790 г. украсил офорт Рембрандта под названием «Алхимик у себя в кабинете», выбранный самим Гёте. «Фауст» А. М. Кашкуревича отличается своей современностью. В отличие от средневековых образов, созданных коллегами художника, Арлен Михайлович показал трагедию сквозь призму явлений XX века. Трагедия стала своего рода международным иллюстративным «сражением». В экспозиции выставки мы представили несколько авторских листов к этому произведению, выполненных в технике литографии, и печатных страниц из книги с целью раскрыть глобальность идей, заложенных Гёте и трактованных А. Кашкуревичем. Такое прочтение характерно для всего творчества А. Кашкуревича, создающего самостоятельные произведения на основе литературных текстов. Особенная филигранность в технике исполнения, мастерство в композиционном решении — отличительные черты работ А. Кашкуревича, творчество которого стало примером для многих художников-графиков.
Не менее интересны работы белорусского графика Георгия Георгиевича Поплавского, академика Национальной Академии наук Беларуси (1995 г.), академика Академии художеств СССР (1991 г.), Российской Академии художеств (1991 г.), заслуженного деятеля искусств БССР (1977 г.), народного художника Беларуси (1997 г.). Художник работает в различных техниках станковой и книжной графики. Им оформлены произведения: Я. Купалы, Я. Коласа, А. Кулешова, В. Короткевича, В. Быкова, А. Адамовича, классиков мировой литературы. Одной из самых известных работ стала серия офортов к поэме Якуба Коласа «Новая земля» (1968 г.). Художник сумел создать «простые» запоминающиеся иллюстрации. На Международной выставке графики и книжного искусства в Лейпциге в 1969 г. книга была отмечена Дипломом «Schonste Buch» (Наикрасивейшая книга мира). Дипломом 1-й степени ХХI Всесоюзного конкурса «Искусство книги» были отмечены иллюстрации к поэме Янки Купалы «Она и я».
Наталья Поплавская — художник, график, автор многочисленных иллюстраций к белорусским сказкам и сказкам народов мира. На выставке представлена серия линогравюр к роману Ивана Мележа «Люди на болоте». Роман входит в цикл «Полесская хроника», который был посвящён жизни белорусских крестьян. Произведение написано в 1962 г. и стало самым известным творением автора.
Елена Лось известна своими литографиями, линогравюрами, а также цветными иллюстрациями к белорусским народным сказкам. Она создала ряд иллюстраций по мотивам «Слова о полку Игореве» (1986 г.). Известна она также как иллюстратор детской книги. Художница иллюстрировала очень популярные в советское время книги: «Конёк-горбунок» Петра Ершова; «Денискины рассказы» Виктора Драгунского и др.
Художник Владимир Провидохин тяготеет к интеллектуальной графике. Значительная часть произведений — претворённый воображением субъективный пластический отклик на произведения Фёдора Тютчева, Германа Гессе, Леона де Грейффа, Велимира Хлебникова и др. Литературный текст привлекает В. Провидохина своей двойственной природой, способностью одновременно символизировать и ясность, и тайну. Используя «букву» текста как знак, художник угадал в ней потенциал нового, неожиданного художественного материала, потенциал острого выразительного средства. Буквы активно участвуют в создании ритмического построения гравюр, они то соединяются в целые блоки, то вплетаются в затейливый, предельно насыщенный энергией линейный орнамент.
Серия офортов к роману Н. В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит Николаю Байрачному, художнику с очень широким кругом художественных реализаций. Среди них академическая скульптура, керамика и книжная графика.
На выставке «Литературные шедевры в иллюстрациях белорусских графиков» из собрания Полоцкого музея-заповедника представлены 40 графических работ, выполненных в техниках литографии, линогравюры, офорта, печатные иллюстрации и две печатные доски. Возможно, изучив выставочные экспонаты, кто-то откроет для себя целые миры, увидит иллюстрацию, которая для творческого человека является попыткой переосмысления содержания литературного произведения, интерпретации поступков и мыслей его героев.
Выставка открыта с 15 апреля по 27 июня 2017 г. в Научно-культурном центре ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходные — понедельник, вторник)
Научно-культурный центр Пушкинского заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21