27 июня 2014, в пятницу в 16.00 в малом выставочном зале Псковского музея-заповедника (Некрасова, 7) состоится открытие выставки Маши и Валеры Куликовых «Графика».
Автор работ, представленных в «малом» выставочном зале Псковского музея-заповедника -совсем юная девушка. Маше Куликовой 17 лет, она студентка Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств.
Первые линии на бумаге, сделанные её детской рукой, появились очень рано, когда ей было около двух лет. Наблюдая как рисует её папа, Валерий Куликов, она пыталась копировать его движения. Тот, в свою очередь, вступая с малышкой в своеобразный диалог, на её глазах превращал бессвязные линии в нечто узнаваемое. С тех пор Маша начала рисовать в компании своего отца, профессионального художника – того самого «Куликова из Опочки», чьи великолепные рисунки углём зрители помнят по недавно прошедшей в выставочном зале музея выставке («Город пышный, город бедный…»). Многие в полной мере оценили этого неподражаемого мастера «уличного», мгновенного рисунка, важнейшей темой которого стал образ Санкт-Петербурга.
Привычка совместного рисования неизбежно оказала влияние на формирование Маши как художника и человека, захваченного творчеством. О несомненном внутреннем родстве свидетельствует передавшийся от отца неудержимый живописный темперамент, способность экспрессивного выплеска в пространство листа рвущегося изнутри чувства. На некоторых из них зрители увидят пометку: «Маша и Валера Куликовы». Однако надпись эта означает не столько факт присутствия Валерия в момент рождения рисунка, сколько особое качество отношений нежно любящих друг друга родных людей. Не случайно среди её работ мы то и дело встречаем портреты её постоянного «визави» — Валерия.
Рисунки Маши Куликовой — цветные и чёрно-белые — это маленькие окошки в её мир. Детское непосредственность соседствует здесь со взрослостью, свойственной молодым людям нашего времени, свободный импровизационный рисунок — с сознательной деформацией формы. Она сумела выразить различные проявления человеческой натуры: нежность и агрессивность, безмятежное спокойствие и страдание, чувство одиночества и жажду нового. Люди и животные, населяющие её мир, очень близки и хорошо понимают друг друга.
Среди её работ — несколько по-разному выразительных автопортретов. Лишь в одном из них она — беззаботный подросток на роликовых коньках. Остальные — куда более серьёзны. Вот большеглазая круглолицая девочка с этюдником — наедине со своими совсем не детскими мыслями… Вот, кажется, она же — то одиноко парит над городом, то с огромным трудом идёт по шаткой тропинке сквозь ветер… И, наконец, редкостно жёсткий и самокритичный взгляд на себя: изображённая крупным планом, Маша смотрит на нас глазами предельно уставшего за день, но абсолютно недовольного собой человека.
Заметное место в её творчестве занимает образ города, и он в восприятии Маши совсем иной, нежели в суровых угольных рисунках Валерия: гораздо более тёплый, лиричный, охраняемый добрыми ангелами и — цветной …