Новые пушкинские поступления

Работает выставка «Новые поступления в фонды пушкинского заповедника», которая знакомит с собирательской деятельностью музея в 2013 и 2014 годах.

М. И. Бартенева. Псковский Кремль. 1985
М. И. Бартенева. Псковский Кремль. 1985

Усадьба как феномен русской культуры всегда влекла художников – и любителей, и профессионалов. Примером любительской живописи середины XIX века является работа «Михайловское. Вид усадьбы». Автор картины, по атрибуции ее владельца, известного литературоведа, пушкиниста, д.ф.н. и кандидата искусствоведения В. П. Старка (1945 – 2014), — Варвара Дмитриевна Арнольди, урождЁнная Свербеева, дочь Дмитрия Николаевича Свербеева (1799 — 1874), московского знакомого Александра Сергеевича Пушкина.

Произведение, исполненное в память о том «уголке земли», ориентировано на известную литографию Павла Александрова с рисунка псковского губернского землемера Ильи Иванова. Несмотря на то, что усадебный дом представлен в аналогичном литографии ракурсе, заметен ряд изменений, как в его архитектурном решении, так и в облике «Домика няни».

Очевидно, что «усадьба хорошо содержится», круг перед домом аккуратно подстрижен, окрашен в светлую краску дом. Но известно, что с 1842 года хозяева в Михайловское уже не наезжали, дом и постройки пришли в полную негодность. И данная работа — скорее воспоминание о пушкинском времени, чем реальное отражение состояния усадьбы. Тем не менее, и такой вид Михайловского служит ценнейшим иконографическим материалом для изучения истории усадьбы, поступившим в музейное собрание в 2013 году.

Коллекции изобразительного искусства на выставке представлены произведениями пейзажного жанра. Об истории Тригорского и Святых (Пушкинских) Гор 1950-х гг. рассказывают работы выдающегося учЁного, историка архитектуры и искусства Игоря Александровича Бартенева, имени которого посвящЁн отдельный раздел выставки. Пушкинские ландшафты отражены в работах современных художников России и Эстонии. Наряду с усадебными пейзажами на выставке представлены современные виды Пскова, Печор, исторической части Святых Гор.

Продолжает пополняться музейная коллекция графического портрета XIX века. Так, от дипломата, частного коллекционера Валентина Михайловича Фалина (Москва) поступил портрет неизвестной, середины XIX века, работы Михаила Ивановича Теребенева (?) (1795 — 1864), ожидающий подробной атрибуции и поиска связей с пушкинскими «знакомцами». На обороте подложки имеется надпись: «из собр. кн. Путятина», позволяющая предположить, что работа находилась в собрании антрополога, этнографа, археолога и коллекционера князя Павла Арсеньевича Путятина (1837 — 1919). В. М. Фалин также передал в дар музею пасторальный сюжет I половины XIX века, авторство которого предположительно принадлежит Ксавье де Местру.

Вещный мир русской усадьбы I половины XIX века представлен предметами декоративно-прикладного искусства: веером («brize») 1815 — 1825 гг. и столовым блюдом 1830-х гг. с клеймом Императорского фарфорового завода на донце (заглавная буква «Н» с цифрой «I» под императорской короной).

Блюдо, представленное на выставке, связано с именем поэта Николая Михайловича Языкова (1803 — 1846). На противоположных сторонах бортика, друг напротив друга, — два изображения герба дворянского рода Языковых: в серебряном щите — воин, поражающий копьем крылатого змея; в верхнем правом углу – выходящая из облака рука, пускающая стрелу из натянутого лука. 190 лет назад из Михайловского в Дерпт Пушкин отправляет стихотворное послание «К Языкову» («Издревле сладостный союз…»). Летом 1826 года в Тригорском произошла встреча двух поэтов. Ей суждено было занять особое место в судьбе усадьбы. Августом же 1826 года отмечены стихотворения Языкова — «А. С. Пушкину», «К П. А. Осиповой», «Тригорское»; 1827 годом – послания «К П. А. Осиповой» и «К няне А. С. Пушкина».

Поступления в коллекции редкой книги представлены книжными изданиями из собрания Сергея Яковлевича Гессена (1903 — 1937) — историка, литературоведа, сотрудника Института русской литературы АН СССР (Пушкинского Дома), секретаря редакции Академического издания сочинений А. С. Пушкина, секретаря редакции «Временника Пушкинской комиссии».

Экспозицию дополняют тиражные станковые скульптурные портреты Пушкина и сувенирные значки, отражающие историю музея 1960-х – 1980-х гг.

Выставка открыта с 30 сентября в Научно-культурном центре ежедневно с 09.00 до 17.00. Выходной — понедельник, вторник.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника.

Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.