Припозднившимся посетителям Псковского музея-заповедника показали «неведому зверушку»

vyst_nevedoma

Вечером 9 августа в фойе первого этажа главного здания Псковского музея-заповедника в рамках проекта «Выставка одного предмета» состоялась презентация картины А. Риццони «Кошки». Как сообщает пресс-служба музея, одновременно для всех, кто заинтересовался Днём кошек в Псковском музее-заповеднике, была впервые за несколько лет организована вечерняя экскурсия в Дом Масона, где, как выяснилось, хранится немало связанных с кошками ценных экспонатов.

Заведующая отделом научно-фондовой работы Ольга Васильева рассказала собравшимся, как древние люди обожествляли кошек и как потом из противоборства с язычниками причислили их к исчадиям ада. По её словам, прошло немало времени, прежде чем художники заново научились любоваться этими домашними животными, как любовался кошками профессор Императорской академии художеств Александр Антонович Риццони.

vyst_evangelist_mark

Павел Третьяков называл его картинки «прелестными», а главное, полагался на вкус академика, когда формировал свою коллекцию живописи. Но однажды в журнале «Мир искусства» вышла статья, в которой спрятавшийся под псевдонимом критик назвал Риццони худшим из современных ему художников. И именитый живописец покончил с собой, не сумев пережить такого позора.

Узнав, какая трагическая история связана с «прелестной картинкой» под названием «Кошки», экскурсанты из главного здания Псковского музея-заповедника отправились в фондохранилище, более известное, как Дом Масона, перед входом в который их, как нарочно, встретила бродячая кошка.

В самом фондохранилище псковские музейщики, в отличие от своих коллег по Эрмитажу, живых кошек не держат, зато, как все смогли убедиться, там представлено немало посвящённых кошкам произведений искусства.

Вернее, все эти раритеты так или иначе связаны с семейством кошачьих, хотя это не всегда имеет отношение к зоологии. В частности, крылатый лев как символ евангелиста Марка обязательно присутствует на золотых и серебряных накладках, которые украшают хранящиеся в Доме Масона напрестольные евангелия позапрошлого века. Эта священная «кошка», кроме того, призвана напоминать православным, что Христос боролся за веру, как лев.

Ещё одну «кошку», барса, псковичи когда-то чеканили на крохотных монетках из привозного серебра – «чешуйках» — настолько невесомых, что во время сверки фондов хранителям приходится пересчитывать их, буквально затаив дыхание, сказала Ольга Васильева.

А в геральдическом зале Дома Масона тот же самый барс представлен на гербах всех псковских уездов.

И вдобавок его обязательно изображали на псковских цеховых знамёнах 19 века – правда, в странном обличье. Оказывается, мастеровые псковичи того времени имели настолько смутное представление о том, как должен выглядеть символ их города, что рисовали его, как выразилась Ольга Васильева, эдакой «неведомой зверушкой» — больше похожей на лошадь Пржевальского, но с усиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.