Выставки. Афиша пушкинского заповедника 2019
Выставка из фондов Пушкинского заповедника Свято-Успенский Святогорский монастырь в искусстве ХIХ-ХХI веков работает в Пушкинских Горах
В фондах Пушкинского Заповедника хранится довольно обширная коллекция, посвященная Святогорскому монастырю. Это предметы декоративно-прикладного искусства, живописные и графические работы, фотографии, сувениры, отражающие художественную летопись обители. 450 лет существования монастыря – огромный пласт истории, которую и раскрывает данная выставка, предлагая совершить экскурс в далёкое и не очень прошлое этих мест.
Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь с самого своего основания в 1569 году является одной из самых почитаемых обителей на Руси. Он был создан по повелению царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов нашего государства. Его возникновение связано и с явлением чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии на Синичьей горе, впервые упомянутой в Псковской III летописи под 1566 годом. В XVI столетии при монастыре возникла слобода Тоболенец, к началу XVIII века разросшаяся в село Святые Горы, с 1925 года – Пушкинские Горы.
В XVII – XVIII веках Святогорский монастырь значился первоклассным (по степени – 27-м), являясь одним из крупнейших землевладельцев в России. Его судьба сильно изменилась в XVIII столетии. После указа 1764 года Екатерины II о секуляризации монастырских земель он был переведён в третьеразрядные, а земли и прочие угодья отошли в казну. С тех пор его основной доход поступал от проведения ярмарок, приуроченных к престольным праздникам – Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
Святогорский монастырь драгоценная пушкинская мемория. Сюда приходил поэт во время творческих исканий, поражений и побед, посещал могилы предков, и здесь, на родовом кладбище, он был похоронен 6 февраля 1837 года.
Одно из самых ранних изображений монастыря, представленных на выставке, – литография 1838 года П. А. Александрова по рисунку землемера И. С. Иванова из альбома «Галерея видов города Пскова и его окрестностей». Этот лист – наиболее достоверное и подробное изображение обители на пушкинское время.
Единственное описание могилы А. С. Пушкина на монастырском кладбище в 1837 году принадлежит другу поэта П. А. Плетневу: «За церковью, перед алтарем, представляется площадка шагов в двадцать пять по одному направлению и около десяти по-другому. Она похожа на крутой обрыв… Перед жертвенником есть небольшая насыпь земли, возвышающаяся над уровнем с четверть аршина. Она укладена дерном. Посередине водружен черный крест, на котором из белых букв складывается имя – Пушкин». Редкое изображение могилы – такой, какой она была первоначально, представлено и в экспозиции. Это литография конца 1830-х годов И. А. Клюквина по рисунку П. Ф. Соколова.
Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года». В экспозиции изображения могилы Пушкина, выполненные в разные годы Л. С. Хижинским (1936 г.), Б. В. Щербаковым (1937 г.), В. П. Кранцем (1970-е гг.).
С 1922 года могила поэта, а с 1936 года – и весь монастырский комплекс стали частью Пушкинского Заповедника. В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт по распоряжению советского правительства.
В экспозиции – довоенные изображения монастыря, выполненные художниками Б. В. Щербаковым, К. Е. Максимовым, В. Н. Колпаковской, Г. Г. Архиереевым и другими.
В годы Великой Отечественной войны территория обители сильно пострадала. Многие постройки оказались полностью разрушены. Как выглядел монастырь и могила А. С. Пушкина в 1945 году, можно представить благодаря рисунку заслуженного архитектора СССР, академика АН СССР А. В. Щусева, побывавшему в этих местах в качестве председателя Правительственной комиссии по восстановлению Пушкинского Заповедника. Но уже в 1949 году был восстановлен Успенский собор Святогорского монастыря, в котором была развёрнута экспозиция, посвященная истории этих мест, дуэли, смерти и похоронам А. С. Пушкина и творчеству великого поэта.
Сорок семь послевоенных лет Святогорский монастырь – неотъемлемая часть Пушкинского Заповедника. В эти годы сюда приезжали выдающиеся художники, чьи имена составляют гордость нашей культуры. Как пример безграничной любви к этим местам – работы живописцев и графиков В. М. Звонцова, В. А. Ветрогонского, С. К. Фролова, Г. Б. Смирнова, В. В. Лысюка и др., художника – керамиста Л. А. Соколова. В них – уважение и к истории этих мест, и к памяти А. С. Пушкина. В экспозиции представлена разнообразная сувенирная продукция второй половины XX века.
В 1992 году Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в «бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви». Регулярные службы в Успенском соборе были торжественно возобновлены 29 мая 1992 года при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Сегодня некрополь Ганнибалов – Пушкиных и могила А. С. Пушкина остаются частью Пушкинского Заповедника и охраняются государством. Жизнь в обители течёт в соответствии с монастырским уставом, но ежедневно монашеская братия поминает великого русского поэта «со сродники».
Чудодейственное притяжение этих мест, где хранятся святыни, которым на протяжении веков поклонялись и будут поклоняться люди, продолжает вдохновлять всё новые и новые поколения. Историю монастыря в XXI веке представляют работы О. В. Жарковой, Н. В. Цыцина, К. В. Сутягина, Н. П. Желтушко, С. А. Брезицкой. Они наблюдают и запечатлевают в своих произведениях изменения, которые происходят в природе, в обществе, в людях и вносят своё видение и отношение в традиционный пейзаж и гармонию этих мест. Искусство – вечно, а история продолжается…
Выставка открыта до 31 декабря 2019
Режим работы: 09.00-17.00 Выходные: понедельник, вторник
Взрослые – 20 рублей, дети – 10 рублей
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)