Выставка, посвящённая 70-летию освобождения пушкинского заповедника

К 70-летию освобождения Пушкиногорского района открылась выставка из фондов Пушкинского заповедника и частных собраний

vyst_pusH_1944

Выставка стала совместным проектом Пушкинского заповедника, регионального поискового отряда «Безымянный» под руководством Ю. Е. Трофимова, жителей посЁлка, предоставивших для выставки семейные реликвии.

Названием послужила цитата из стихотворения поэта-фронтовика М. А. Дудина «Во всей красе распахнутого лета…» (1945). ПосвящЁнное «достойно отстоявшим Ленинград», оно прекрасно отражает тему освобождения родной земли от захватчиков и светлой памяти всех героев.

События на СтрежнЁвском плацдарме стали крупнейшей войсковой операцией 2-го Прибалтийского фронта весной 1944 года. СтрежнеЁвский плацдарм являл собой единственный участок земли на 400-километровом участке линии «Пантера», где советские войска вклинились в главную оборонительную полосу противника. В общей сложности в апреле 1944 года здесь сражалось более 100 тысяч солдат и офицеров. Однако, несмотря на героизм наших солдат, развить наступление в апреле не удалось. Пришлось перейти к обороне. 12 июля 1944 года была прорвана долговременная оборона противника и освобождено около 140 населЁнных пунктов, в том числе Михайловское и Тригорское.

Немало сделали для поддержки боевого духа и освещения подвигов героев военные корреспонденты. В 1944 году на территории Пушкиногорского района работала типография у д. Селиваново, где в 2013 году экспедицией Ю.Е. Трофимова были найдены типографские гранки от боевой газеты «За отчизну», а также сильно повреждЁнные экземпляры газет за май — июнь 1942 года. На типографских гранках и сегодня мы видим лица героев, отважно сражавшихся на Пушкиногорской земле.

Стиль военного корреспондента чувствуется в набросках и карандашных рисунках прославленного псковского архитектора, реставратора, фотографа Б. С. Скобельцына. Все сюжеты свидетельствуют о реальных событиях и персонажах, так как художник сражался в истребительном авиационном корпусе и в звании лейтенанта дошЁл до Берлина.

Особой темой выставки стала тема разминирования. В общей сложности за время работ по разминированию Пушкинского заповедника с 12 по 22 июля 1944 года было обезврежено более 14 000 мин, 36 фугасов и 2107 взрывоопасных предметов. Старая фотография из личного архива Г. К. Степанова свидетельствует о том, что в разминировании принимали участие дети. Главным орудием их работы были простые деревянные палки — неудивительно, что многие подрывались на минах и снарядах…

С 26 июля по 1 августа 1944 года в Пушкинских Горах работала Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в Пушкинском заповеднике Академии Наук СССР. Возглавлялась она поэтом Н. Тихоновым, в неЁ вошли писатели К. Федин, Л.Леонов, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) П. И. Лебедев-Полянский, секретарь Пушкиногорского райкома партии П. М. Киманов. Картина разрушений, отражЁнная в графике художников, архитекторов и скульпторов, посетивших музей после отхода оккупантов, в полной мере представлена на выставке.

В 1945 году с членами комиссии по восстановлению Пушкинского заповедника приехал заслуженный архитектор СССР, академик АН СССР А. В. Щусев. В собрании музея находится несколько его рисунков, и часть из них можно увидеть на выставке. С 1945 по 1949 год Щусев руководил проектом восстановления Пушкинского заповедника.

И до Великой Отечественной войны, и после неЁ заповедник неоднократно посещал учЁный, музеевед, сотрудник и директор Литературного музея Института русской литературы Матвей Матвеевич Калаушин. В трудные послевоенные годы он постоянно вникал в нужды Заповедника, помогая его восстановлению и развитию. На протяжении всей жизни М. М. Калаушин активно участвовал в сохранении пушкинского наследия, в сотрудничестве с Академией наук работал над возвращением музейных ценностей из Германии. Часть их представлена на выставке, среди них — книги с треугольным штампом «Пушкинского уголка». Именно рекомендация Калаушина президенту Академии наук СССР С. И. Вавилову способствовала назначению С.С.Гейченко на должность директора музея-заповедника в 1945 году. Под руководством Гейченко были восстановлены из руин и вновь созданы музеи, сохранены и реставрированы сады и парки, сформированы музейные и библиотечные фонды.

Коллектив музея тогда состоял всего из 20 человек, из которых 5 — научный и научно-технический персонал. Невозможно представить, сколько терпения и мужества, моральных и физических сил потребовалось от этих людей. Первым восстановленным объектом был «Домик няни» поэта. К 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина в 1949 году были открыты экспозиции в Святогорском монастыре и Михайловском.

После освобождения района от фашистских захватчиков в пушкинском музее-заповеднике работал Аршак Никитич Михранян – член Союза художников СССР с 1943 года. В этот период он сделал несколько живописных работ, отражающих реальное состояние пушкинских усадеб в 1944 — 1945 годах. В 1959 году художник подарил Заповеднику две работы: «Развалины дома-музея в селе Михайловском» и «Последний бункер в Михайловском».

В послевоенные годы музей посетил Григорий Александрович Израилевич — советский, российский художник, график, скульптор, архитектор. В 1941 г. он добровольцем пошЁл на фронт и был направлен в артиллерийское училище, но до окончания войны демобилизован по состоянию здоровья. В фондах музея сохранилось несколько карандашных рисунков художника, изображающих остов и архитектурные элементы разрушенного фашистами Успенского собора Свято-Успенского монастыря.

Многолетняя дружба связывала Заповедник с участником войны, известным графиком, заслуженным художником РСФСР, педагогом В. М. Звонцовым. Он активно сотрудничал с музеем, способствуя восстановительным работам, иллюстрировал многие музейные издания, в том числе пушкинские «Стихи, написанные в Михайловском», книги С.С.Гейченко. На выставке представлены две ранние акварели Звонцова, изображающие Святогорский монастырь и уголок парка в Тригорском.

Завершением выставки стала философская живописная работа героя Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации, великолучанина А. А. Большакова «Подснежники». Художника не стало 14 мая этого года, а его цветы, распустившиеся в окопе мрачного, ещЁ не проснувшегося леса, по-прежнему напоминают о торжестве жизни над смертью и войной.

Открытие выставки 11 июля 2014 года в 15.00 в Научно-культурном центре Пушкинского заповедника.

Выставка открыта с 25 июня по 31 декабря 2014 г. в Научно-культурном центре

Время работы ежедневно с 9.00 до 17.00. Выходной — понедельник, вторник.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.