Выставка, посвящённая 70-летию освобождения пушкинского заповедника

К 70-летию освобождения Пушкиногорского района открылась выставка из фондов Пушкинского заповедника и частных собраний

vyst_pusH_1944

Выставка стала совместным проектом Пушкинского заповедника, регионального поискового отряда «Безымянный» под руководством Ю. Е. Трофимова, жителей посЁлка, предоставивших для выставки семейные реликвии.

Названием послужила цитата из стихотворения поэта-фронтовика М. А. Дудина «Во всей красе распахнутого лета…» (1945). ПосвящЁнное «достойно отстоявшим Ленинград», оно прекрасно отражает тему освобождения родной земли от захватчиков и светлой памяти всех героев.

События на СтрежнЁвском плацдарме стали крупнейшей войсковой операцией 2-го Прибалтийского фронта весной 1944 года. СтрежнеЁвский плацдарм являл собой единственный участок земли на 400-километровом участке линии «Пантера», где советские войска вклинились в главную оборонительную полосу противника. В общей сложности в апреле 1944 года здесь сражалось более 100 тысяч солдат и офицеров. Однако, несмотря на героизм наших солдат, развить наступление в апреле не удалось. Пришлось перейти к обороне. 12 июля 1944 года была прорвана долговременная оборона противника и освобождено около 140 населЁнных пунктов, в том числе Михайловское и Тригорское.

Немало сделали для поддержки боевого духа и освещения подвигов героев военные корреспонденты. В 1944 году на территории Пушкиногорского района работала типография у д. Селиваново, где в 2013 году экспедицией Ю.Е. Трофимова были найдены типографские гранки от боевой газеты «За отчизну», а также сильно повреждЁнные экземпляры газет за май — июнь 1942 года. На типографских гранках и сегодня мы видим лица героев, отважно сражавшихся на Пушкиногорской земле.

Стиль военного корреспондента чувствуется в набросках и карандашных рисунках прославленного псковского архитектора, реставратора, фотографа Б. С. Скобельцына. Все сюжеты свидетельствуют о реальных событиях и персонажах, так как художник сражался в истребительном авиационном корпусе и в звании лейтенанта дошЁл до Берлина.

Особой темой выставки стала тема разминирования. В общей сложности за время работ по разминированию Пушкинского заповедника с 12 по 22 июля 1944 года было обезврежено более 14 000 мин, 36 фугасов и 2107 взрывоопасных предметов. Старая фотография из личного архива Г. К. Степанова свидетельствует о том, что в разминировании принимали участие дети. Главным орудием их работы были простые деревянные палки — неудивительно, что многие подрывались на минах и снарядах…

С 26 июля по 1 августа 1944 года в Пушкинских Горах работала Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в Пушкинском заповеднике Академии Наук СССР. Возглавлялась она поэтом Н. Тихоновым, в неЁ вошли писатели К. Федин, Л.Леонов, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) П. И. Лебедев-Полянский, секретарь Пушкиногорского райкома партии П. М. Киманов. Картина разрушений, отражЁнная в графике художников, архитекторов и скульпторов, посетивших музей после отхода оккупантов, в полной мере представлена на выставке.

В 1945 году с членами комиссии по восстановлению Пушкинского заповедника приехал заслуженный архитектор СССР, академик АН СССР А. В. Щусев. В собрании музея находится несколько его рисунков, и часть из них можно увидеть на выставке. С 1945 по 1949 год Щусев руководил проектом восстановления Пушкинского заповедника.

И до Великой Отечественной войны, и после неЁ заповедник неоднократно посещал учЁный, музеевед, сотрудник и директор Литературного музея Института русской литературы Матвей Матвеевич Калаушин. В трудные послевоенные годы он постоянно вникал в нужды Заповедника, помогая его восстановлению и развитию. На протяжении всей жизни М. М. Калаушин активно участвовал в сохранении пушкинского наследия, в сотрудничестве с Академией наук работал над возвращением музейных ценностей из Германии. Часть их представлена на выставке, среди них — книги с треугольным штампом «Пушкинского уголка». Именно рекомендация Калаушина президенту Академии наук СССР С. И. Вавилову способствовала назначению С.С.Гейченко на должность директора музея-заповедника в 1945 году. Под руководством Гейченко были восстановлены из руин и вновь созданы музеи, сохранены и реставрированы сады и парки, сформированы музейные и библиотечные фонды.

Коллектив музея тогда состоял всего из 20 человек, из которых 5 — научный и научно-технический персонал. Невозможно представить, сколько терпения и мужества, моральных и физических сил потребовалось от этих людей. Первым восстановленным объектом был «Домик няни» поэта. К 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина в 1949 году были открыты экспозиции в Святогорском монастыре и Михайловском.

После освобождения района от фашистских захватчиков в пушкинском музее-заповеднике работал Аршак Никитич Михранян – член Союза художников СССР с 1943 года. В этот период он сделал несколько живописных работ, отражающих реальное состояние пушкинских усадеб в 1944 — 1945 годах. В 1959 году художник подарил Заповеднику две работы: «Развалины дома-музея в селе Михайловском» и «Последний бункер в Михайловском».

В послевоенные годы музей посетил Григорий Александрович Израилевич — советский, российский художник, график, скульптор, архитектор. В 1941 г. он добровольцем пошЁл на фронт и был направлен в артиллерийское училище, но до окончания войны демобилизован по состоянию здоровья. В фондах музея сохранилось несколько карандашных рисунков художника, изображающих остов и архитектурные элементы разрушенного фашистами Успенского собора Свято-Успенского монастыря.

Многолетняя дружба связывала Заповедник с участником войны, известным графиком, заслуженным художником РСФСР, педагогом В. М. Звонцовым. Он активно сотрудничал с музеем, способствуя восстановительным работам, иллюстрировал многие музейные издания, в том числе пушкинские «Стихи, написанные в Михайловском», книги С.С.Гейченко. На выставке представлены две ранние акварели Звонцова, изображающие Святогорский монастырь и уголок парка в Тригорском.

Завершением выставки стала философская живописная работа героя Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации, великолучанина А. А. Большакова «Подснежники». Художника не стало 14 мая этого года, а его цветы, распустившиеся в окопе мрачного, ещЁ не проснувшегося леса, по-прежнему напоминают о торжестве жизни над смертью и войной.

Открытие выставки 11 июля 2014 года в 15.00 в Научно-культурном центре Пушкинского заповедника.

Выставка открыта с 25 июня по 31 декабря 2014 г. в Научно-культурном центре

Время работы ежедневно с 9.00 до 17.00. Выходной — понедельник, вторник.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.