Одна из раритетных картин собрания Псковской картинной галереи – «Портрет Великой княжны Ксении Александровны» (1893) кисти великого русского живописца В.А. Серова вернулась из очередных странствий. Как сообщили в Псковском музее-заповеднике, на этот раз она входила в состав большой выставки «Александр III. Император и коллекционер. К 175-летию со дня рождения», проходившей в Государственном Русском музее.
Портрет Ксении Александровны является этюдом к несохранившемуся групповому портрету, заказанному В.А. Серову харьковским дворянством в честь счастливого спасения членов царского семейства при крушении поезда на станции Борки. В процессе работы художник создал серию подготовительных этюдов, причем портреты царских детей писались с натуры.
Поясной портрет Ксении Александровны представляет её на серебристом фоне в светлом платье, подчеркивающем грацию семнадцатилетней девушки. Вертикально направленные складки полупрозрачной ткани, создавая трепетную воздушную среду (отчего возникают ассоциации с портретами Ф.С. Рокотова, великого предшественника В.А. Серова) «подводят» к красиво поставленной голове в обрамлении русых волос. Облик юной княжны заставляет вспомнить слова о ней, сказанные некогда князем Ф.Ф. Юсуповым: «Самое большое достоинство – личный шарм — она унаследовала от матери, императрицы Марии Федоровны. Взгляд её дивных глаз так и проникал в душу, её изящество, доброта и скромность покоряли всякого».
Через год после написания портрета Ксения Александровна вышла замуж за своего двоюродного дядю, Великого князя Александра Михайловича, участника русско-турецкой войны, видного теоретика военно-морского дела, историка. Она беззаветно любила своего мужа, жила его интересами и за первые 13 лет супружества родила дочь и шестерых сыновей. В период Первой мировой войны занималась делами милосердия, а с 1919 года жила в Дании и Англии.
Портрет Ксении Александровны работы В.А. Серова справедливо считается ярчайшим произведением цикла картин, посвященных изображению царской семьи.