«Петрушкину баловню» показывают в пушкинском заповеднике

Пушкинский заповедник представляет новый проект — кукольный театр «Петрушкина баловня»

raznoe_pushgory_balovnya

Художественный руководитель Михаил Гаврилов
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В представлении участвуют — Михаил Гаврилов, Мария Тимофеева, Алёна Иванова.

Куклы для спектакля, ширма, реквизит изготовлены сотрудниками Ремесленного центра Пушкинского заповедника с использованием старинных технологий лоскутного шитья, верховой набойки.

Представления проходят в Доме мельника, в музее «Пушкинская деревня»: с 8 по 31 августа 2014 года каждую пятницу и субботу, с 1 сентября по 10 ноября 2014 года каждую субботу.

Сеансы в 12.00 и 14.00. На один сеанс принимаются группы от 10 до 40 человек.

Стоимость билета на 1 человека 350 рублей.

Билеты продаются в кассе музея «Пушкинская деревня» в д. Бугрово

Первое упоминание о кукольном представлении в России, снабженное иллюстрацией, относится к началу XVII века. Изначально – это, конечно, народная кукольная комедия. Всем нам знакомый с детства Петрушка. В Петрушечной комедии, которую показывал один скоморох (в музыкальном сопровождении гудка или дудки, на которой играл второй человек), он надевал на себя юбку с обручем в подоле, затем поднимал обруч кверху, закрывая голову, и из-за этой самодельной занавески показывал представление. Исполнялись такие сценки двумя кукольниками или одним, говорившим за обоих. Позже кукольники стали инсценировать многие русские бытовые сказки и песни.

Русский народный кукольный театр и его представления неотделимы от стихии народных праздников. Праздник был и одним из его истоков, и стихией, и атмосферой, и питательной средой, и, наконец, периодом жизни.

Ярмарочное кукольное представление А. С. Пушкин мог видеть на Святогорской ярмарке. «…Громадный ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг, купцы раскладывали свои товары, цыгане выводили на показ лошадей, балаганщики готовили представления и карусели…»1 . Балаган — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Зазывалы и кукольники были непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом. Балаганы смотрели не только крестьяне и простые горожане, но также помещики, дворяне2. Можно предположить, что кукольные представления в Святогорье и окрестностях проходили и намного ранее. «…В лето 7083 (1585) Иван Грозный приказал направить на Псковщину московских писцов Григория Иванова Мещанинова да Ивана Васильева Древнина «писати Псков и его пригороды»». Писцы подробно описали Воронич, его улицы и посады, усадьбы и лавки, храмы и дом осадного головы, «зелейный» (пороховой) погреб, богатые дома. Они упомянули и пивную и винную варницы, двор кабацкий, дом тиунский (суд) и даже дыбу для преступников и некоего «петрушкина баловня». То ли это был шутовской вертеп, то ли кукольный театр, мы точно сказать теперь не можем»3. Если удастся доказать, что это название относится именно к кукольному театру, то это будет первое упоминание в России. Дело за исследователями.

Интересны упоминания существования на территории Псковской губернии вертепных представлений.
Вертеп — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

Представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.

Здесь показателен пример Торопецкого вертепа (Псковская губерния), описанного М. И. Семевским, в 1863 г. Комедию разыгрывал кукольник Василий Михайлов — «мещанин, ремеслом башмачник»: «Это худощавый, с русой бородой и плутовскими глазами человек лет тридцати… Избушка его стоит на одной из глухих улиц, но по вечерам во все святки до крещения, а потом по воскресеньям и каждый вечер на масленице ее легко найти; над ней высоко горит фонарь»4. В избе играет скрипка. Публика платит за вход по копейке и занимает в избе места. Сама изба разделена занавеской на две части: на одной стоят скамейки для зрителей, на другой — два скрипача и стол с прорезями, как у вертепа. Собственно истории Рождества в этом представлении не было. Оно состояло, в основном, из комических коротких сцен на темы жизни селения. В конце спектакля вертепщик обращался к зрителям с просьбой не судить его строго и с поздравлением народа с праздником.

Торопецкий вертеп уже существенно отошел от принципов традиционной вертепной драмы. Вместо двухэтажного ящика-домика остался лишь стол с прорезями для вождения кукол. Полностью исчезла религиозная часть. Однако вертеп и представления с участием Петрушки – это народный, самодеятельный театр.

Профессиональные же театральные представления с участием кукол и масок в России появились при царе Алексее Михайловиче. Официальная театральная жизнь российского государства конца XVII – начала XVIII вв. прошла под знаком «вольных англо-немецких комедий». В основном это были заезжие из Европы театры. Они разыгрывали пьесы: «Егориева комедия», «Комедия о Давиде с Голиафом», «Комедия о Бахусе с Венусом», спектакли о Фаусте — «Иоанн Фауст доктор, чернокнижник и преступник», и «Дон-Жуан, или Каменный гость». Эти пьесы шли не только в столицах, но и в Одессе, Севастополе, Харькове, Казани, Саратове, Воронеже. Пьеса театра кукол о Доне Жуане пользовалась успехом у российской публики еще в первой половине XVIII столетия. Сюжет о Доне Жуане до настоящего времени остается любимым для кукольников всего мира.
Таким образом, репертуар заезжих кукольных театров в России XVIII в. был достаточно обширен и знакомил российских зрителей со всем спектром достижений европейской драматургии театра кукол. Искусство играющих кукол, его драматургия стали в России настолько популярны, что к концу первой трети XVIII века о них появились первые основательные теоретические статьи.

Удивительно разнообразен был театр кукол в России XIX века. В это время искусство театра кукол активно проникло в семейную среду, искусство играющих кукол активно заявляет о себе на российских ярмарках, гуляньях. Традиции домашнего и народного театра кукол в России того столетия стали так сильны, что почти никто из известных, прославивших впоследствии свое имя драматургов, писателей, поэтов, ученых, художников в детстве или юности не избежал встречи с театром кукол. Среди них: А. Бестужев-Марлинский, А. Герцен, Д. Григорович, Н. Полевой, А.И.Панаев А. Бенуа, С. Аксаков, М. Лермонтов, В. Соллогуб, Л. Толстой, Ф. Достоевский, К. Станиславский, Н. Гумилев, А. Блок, А. Толстой, А. Ремизов, К. Бальмонт, А. Белый и многие другие.

Любительские кукольные спектакли устраивались и в домах Л. Толстого, С. Аксакова, А. Герцена, В. Соллогуба, В. Серова, В. Поленова, которые сочиняли для них пьесы. Это способствовало формированию и становлению профессиональной русской драматургии. Театр кукол был одной из любимых детских забав М. Ю. Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.