С 6 по 11 декабря 2023 в Псковском театре драмы пройдет «Мо Янь фест» – фестиваль, посвященный творчеству живого классика китайской литературы, лауреата Нобелевской премии Мо Яня. Зрители фестиваля, мероприятия которого (кроме показа спектакля «Лягушки») будут бесплатными, познакомятся с произведениями китайских писателей и их интерпретациями в кино и театре.
Говоря о возникновении идеи такого фестиваля, стоит упомянуть, что Псковский театр драмы – первый театр в России, где появилась сценическая версия знаменитого романа Мо Яня «Лягушки». Премьера спектакля вызвала резонанс в российском театральном сообществе, подтверждением чему могут служить номинации на Национальную театральную премию России «Золотая маска». Писатель Мо Янь положительно отреагировал на российскую постановку, поблагодарил театр за интерес к его творчеству и согласился принять участие в фестивале в онлайн-формате.
Во время «Мо Янь феста» в театре пройдет режиссерская лаборатория: четыре приглашенных постановщика создадут эскизы спектаклей по произведениям современной китайской литературы, которые будут представлены публике. В эскизах будут задействованы артисты труппы. Зрители познакомятся с важнейшей для китайского театра трагедией «Гроза» (1934) Цао Юя, пьесой классика советской китайской драматургии Лао Шэ «Лунсюйгоу» (1950), одной из самых репертуарных пьес Китая XXI века «Я люблю цветы персика» (2003) Цзоу Цзинчжи и исторической «разговорной драмой» Лю Хэна «Пампушечный двор» (2009).
Не менее интересным разделом афиши станет кинолекторий «Мо Янь и кинематограф». В течение трех вечеров речь пойдет о дебютном фильме режиссера Чжан Имоу «Красный гаолян» (1988), принесшем ему и автору сценария Мо Яню мировую славу, и об их же фильме «Счастье на час» (2000), отмеченном тремя призами кинофестиваля в Вальядолиде, а также о киноленте «Нуань» (2004) Хо Цзяньци, поставленной по рассказу Мо Яня «Качели и белая собака».
С литературным творчеством Мо Яня публику познакомят и псковские актеры: в исполнении заслуженных артистов РФ Виктора Яковлева и Сергея Попкова и артистки Натальи Петровой прозвучат рассказы «Тетушкин чудо-нож» и «О двоюродном брате по имени Нин Сайе», отрывок из романа «Страна вина».
К пониманию восточной эстетики и китайского искусства публике поможет приблизиться лекция первого заместителя декана восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, литературоведа-китаиста, кандидата филологических наук Алексея Родионова (профессор Родионов также выступил научным консультантом спектакля «Лягушки»).
В деловой программе «Мо Янь феста» значится трехсторонний телемост «Китай – Псков – Санкт-Петербург» с участием самого Мо Яня, а также профессора, декана Восточного факультета СПбГУ, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, художественного руководителя Псковского театра драмы, заслуженного деятеля искусств РФ Дмитрия Месхиева, арт-директора Псковского театра драмы, автора инсценировки романа «Лягушки» Андрея Пронина.
Торжественное открытие фестиваля состоится 6 декабря в 18:00 в театральном фойе. Для гостей «Мо Янь феста» будут организованы фуршет и чайная церемония, концерт музыкантов театра, а первым тематическим событием станет вернисаж «Бамбуковой выставки», посвященной бамбуку как материалу для архитектуры и других видов изобразительного искусства. Вход свободный.
Закроется «Мо Янь фест» в понедельник 11 декабря показом спектакля «Лягушки» (начало в 18:30), по окончании которого состоится его обсуждение с публикой.
Программа «Мо Янь феста» можно ознакомиться на официальном сайте Псковского театра драмы.
Афиша
Чтобы бесплатно посетить мероприятия, достаточно зарегистрироваться онлайн на сайте театра драмы.
Открытие фестиваля «Мо Янь фест»
Для гостей «Мо Янь феста» будут организованы фуршет и чайная церемония, концерт музыкантов театра, а первым тематическим событием станет вернисаж «Бамбуковой выставки», посвященной бамбуку как материалу для архитектуры и других видов изобразительного искусства.
«Бамбуковая выставка», китайский чай, концерт музыкантов театра «Мо Янь фест» Фойе театра
«О двоюродном брате по имени Нин Сайе» (Мо Янь)
Мо Янь – выдающийся китайский писатель современности, лауреат Нобелевской премии по литературе, произведения которого переведены более чем на десять языков. Зрители услышат его рассказ «О двоюродном брате по имени Нин Сайе» в исполнении замечательного чтеца, мастера сцены, заслуженного артиста России Сергея Попкова. Как всегда (или почти всегда), писатель причудливо преломляет обстоятельства собственной биографии, на сей раз создавая сатирический этюд, посвященный собирательному образу «проходимца от литературы».
Продолжительность – 1 час.
Рассказ в исполнении заслуженного артиста России Сергея Попкова Буфет театра
Кинолекторий «Мо Янь в кино»: «Красный гаолян» (режиссер Чжан Имоу, 1988)
«Красный гаолян» – дебютная режиссерская работа Чжан Имоу. Фильм основан на одноименном романе Мо Яня. Международная премьера состоялась в 1988 году на Берлинском кинофестивале. Кинолента оказала большое влияние на китайский кинематограф и получила положительный отклик мировой критики, даже оказалась в коммерческом прокате в США. Фильм принес Чжан Имоу и Мо Яню мировую славу.
Первая треть ХХ века. Юную Цзюцзи (будущая кинозвезда Гун Ли) насильно выдают замуж за больного проказой старика – владельца винокурни. Ее уже несут в красном свадебном паланкине, но один из носильщиков, молодой и отважный Ю, похищает девушку и тем самым спасает ее от столь незавидной участи. Связав свою судьбу, молодые герои становятся хозяевами винокурни, где производится чудодейственный напиток – крепкое гаоляновое вино, бодрящее дух и исцеляющее многие болезни. Мирную жизнь прерывает вторжение японцев. Вместе с односельчанами Ю и Цзюцзи встают на защиту родных гаоляновых полей. Земля орошается огненно-красным вином и кровью…
Продолжительность – 1 час 30 минут.
Новый зал
«Тетушкин чудо-нож» (Мо Янь)
Рассказ в исполнении заслуженного артиста России Виктора Яковлева Буфет театра
Рассказчик знакомит читателя со своим детством, проведенным в китайском селе, а также делится легендой о чудо-ноже, который «мягок, как длинная макаронина», но «режет, как бритва» – ноже, которым можно убить человека, не пролив крови.
Гости фестиваля услышат рассказ в исполнении мастера сцены – заслуженного артиста России Виктора Яковлева, сыгравшего в спектакле «Лягушки» сразу пять ролей.
«Мо Янь фест» – фестиваль, посвященный творчеству выдающегося китайского писателя современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. В попытке приблизиться к пониманию восточной эстетики, философии и современного искусства Китая «Мо Янь фест» затронет литературу, кинематограф и театр.
Продолжительность – 1 час.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Кинолекторий «Мо Янь в кино»: «Счастье на час» (режиссер Чжан Имоу, 2000)
Еще один опыт сотрудничества режиссера Чжан Имоу и сценариста Мо Яня. Старый холостяк Жао работает на фабрике. В один прекрасный день ему приходит мысль, что пора жениться, тем более подворачивается отличный вариант – богатая вдовушка. Жао решает пустить пыль в глаза будущей супруги и рассказывает ей, что он – владелец роскошного отеля под названием «Счастье на час». В действительности же, он на пару с другом ведет куда менее презентабельный бизнес…
Фильм завоевал три приза кинофестиваля в Вальядолиде: приз «Серебряный шип», приз ФИПРЕССИ (оба – Чжан Имоу), приз лучшей актрисе (Дун Цзе).
«Мо Янь фест» – фестиваль, посвященный творчеству выдающегося китайского писателя современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. В попытке приблизиться к пониманию восточной эстетики, философии и современного искусства Китая «Мо Янь фест» затронет литературу, кинематограф и театр.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Продолжительность – 1 час 45 минут.
Новый зал
Показ эскиза «Я люблю цветы персика» по пьесе Цзоу Цзинчжи
Режиссер Константин Колесник (Новосибирск, мастерская Б.Ю. Юхананова)
Это первая пьеса известного китайского писателя, поэта и драматурга Цзоу Цзинчжи, написанная в 2003 году по просьбе режиссера Пекинского народного художественного театра. Прецедент оказался удачным, а пьеса с тех пор широко востребована в репертуаре китайских трупп. Сюжет пьесы одновременно прост и затейлив. Три актера – женщина и двое мужчин – репетируют любовную драму из китайского средневековья. Роман Фэн Яня и жены Чжан Ина из средневековой новеллы парадоксально перекликается с адюльтером из современности.
После показа состоится обсуждение с экспертами и зрителями.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Большая сцена
«Страна вина» (Мо Янь)
«Страна вина» – фантасмагорический роман, отправляющий читателя в безумное алкогольно-кулинарное путешествие по погрязшему в моральном разложении уезду Гаоми.
Произведение Мо Яня дает читателю возможность познакомиться с самой яркой и колкой сатирой в современной китайской литературе. Оригинальная образность, безграничная сила воображения, сплетенная с мифологичностью, мастерское владение различными формами повествования – все это присуще уникальному стилю писателя.
Гости фестиваля услышат рассказ в исполнении артистки Натальи Петровой – лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», исполнительницы роли Ван Жэньмэй в спектакле «Лягушки».
«Мо Янь фест» – фестиваль, посвященный творчеству выдающегося китайского писателя современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. В попытке приблизиться к пониманию восточной эстетики, философии и современного искусства Китая «Мо Янь фест» затронет литературу, кинематограф и театр.
Продолжительность – 1 час.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Отрывок из романа в исполнении Натальи Петровой Буфет театра
Показ эскиза «Гроза» по пьесе Цао Юя
Режиссер Фамил Джавадов (Санкт-Петербург, мастерская А.А. Могучего)
«Гроза» – одно из лучших драматических произведений Цао Юя, которое имеет большое значение для истории китайского театра. Написанная в 1934 году, эта пьеса позже была переведена на многие языки и поставлена по всему миру, а также с самого дня основания играется на сцене Пекинского народного художественного театра. В семье угольного промышленника Чжоу Пуюаня полно скелетов в шкафах: его вторая жена изменяет ему с его старшим сыном, сразу двое сыновей Пуюаня влюблены в служанку Сыфэн, чья мать смутно напоминает промышленнику женщину из прошлого, которую он когда-то довел до самоубийства. Над мрачным домом Пуюаня собираются грозовые тучи.
После показа состоится обсуждение с экспертами и зрителями.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Новый зал
Лекция профессора Алексея Родионова «Мо Янь и современная китайская литература»
О современной китайской литературе гостям фестиваля расскажет первый заместитель декана восточного факультета СПбГУ, литературовед-китаист, кандидат филологических наук Алексей Родионов. Он выступил научным консультантом спектакля «Лягушки».
«Мо Янь фест» – фестиваль, посвященный творчеству выдающегося китайского писателя современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. В попытке приблизиться к пониманию восточной эстетики, философии и современного искусства Китая «Мо Янь фест» затронет литературу, кинематограф и театр.
Чтобы бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться онлайн.
Новый зал
Показ эскиза «Лунсюйгоу» (режиссер Роман Муромцев) по пьесе Лао Шэ
Лао Шэ – один из ведущих мастеров национальной литературы советского периода Китая, видный прозаик, драматург, публицист, наиболее известный реалистической и сатирической прозой. Именно перу Лао Шэ принадлежит «Чайная», пожалуй, самая известная в мире китайская пьеса, не так давно вновь привлекшая к себе внимание благодаря скандальному спектаклю звездного китайского режиссера Мэн Цзинхуя. «Лунсюйгоу» Лао Шэ написал раньше «Чайной» – в 1950 году.
На окраине Пекина есть вонючий канал Лунсюйгоу – канава Драконов Ус. В канаве бурая жижа, в ней часто попадаются различные отбросы. Во время дождя улицы превращаются в болото, канава разливается и затопляет расположенные рядом жилища. В пьесе рассказывается о жителях четырех лачуг, находящихся около канавы, – семьях Ван, Дин, Чэн и старике Чжао Лао, и о том, что делается в их районе до освобождения Пекина и после образования Китайской Народной Республики, какие происходят перемены после прихода коммунистов к власти. Угрюмое беспросветное существование жителей Лунсюйгоу сменяется на активную деятельность, полную оптимизма и веры в светлое будущее: есть даже шанс, что и зловонная канава будет наконец очищена…
После показа состоится обсуждение с экспертами и зрителями.
Галерея «Цех»
Кинолекторий «Мо Янь в кино»: «Нуань» (режиссер Хо Цзяньци, 2003)
Главный герой, Цзинхэ, после многих лет скитаний возвращается в родную деревню. В зрелой женщине, перенесшей немало ударов судьбы и вырастившей дочь, он узнает свою бывшую возлюбленную – девушку Нуань. Вместе с этой встречей к Цзинхэ приходят бередящие душу переживания и воспоминания молодости. Фильм снят на основе новеллы Мо Яня «Качели и белая собака». В 2004 году на Токийском кинофестивале картина привлекла большое внимание зрителей и критики и была удостоена главного приза.
Режиссер Хо Цзяньци: «В картине повествуется о возвращении странствующего человека на родину, о его воспоминаниях о прошедшей молодости, о незабвенных чувствах первой любви. Каждому известны такие переживания, которые нередко бередят душу. Такие страницы из жизни не вырвать».
Продолжительность – 2 часа.
Новый зал
Показ эскиза «Пампушечный двор» (режиссер Ленара Гадельшина) по пьесе Лю Хэна
Историческая драма из жизни Пекина (Бэйпина) 1940-х годов была заказана писателю Лю Хэну Пекинским народным художественным театром и увидела свет в 2009 году. Остроумные диалоги, лихо закрученный сюжет, трогательный центральный образ Большеголового Юаня, колоритные персонажи второго плана – все это сделало «Пампушечный двор» особенно любимым у китайского зрителя. Добросердечный хозяин пампушечного двора Юань систематически недополучает квартирную плату со своих арендаторов: повара с семьей, врача с женой-католичкой, эксцентричного старика. Между тем, сын Юаня умирает от туберкулеза, и деньги бы пригодились. А еще на двор зачастил нечистый на руку начальник Сяо, и это явно не к добру.
После показа состоится обсуждение с экспертами и зрителями.
Малая сцена
Телемост «Китай – Псков» с участием Мо Яня и Михаила Пиотровского
В деловой программе «Мо Янь Феста» – трехсторонний телемост «Китай – Псков – Санкт-Петербург» с участием почетного доктора филологии Открытого университета Гонконга, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня, директора Государственного Эрмитажа, декана восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Михаила Пиотровского, художественного руководителя Псковского театра драмы, заслуженного деятеля искусств РФ Дмитрия Месхиева, арт-директора Псковского театра драмы, автора инсценировки романа «Лягушки» Андрея Пронина.
Новый зал
«Лягушки»
Псковский театр драмы обращается к современной литературе Китая, к роману выдающегося китайского прозаика современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня.
«Обращение к роману Мо Яня “Лягушки” – это достаточно закономерное в развитии нашего театра явление. Мы вынашиваем этот замысел уже несколько лет. Роман острый, проблемный, многоуровневый, наполненный культурными реминисценциями, в том числе и вполне европейскими, надеюсь, наш спектакль сможет передать проблематику и поэтику романа Мо Яня… И это будет еще один шаг к созданию в нашем театре многообразного и особенного, не похожего на других, репертуара», – отметил арт-директор театра Андрей Пронин.
Вот как комментирует свой замысел режиссер: «У нас нет задачи удивить или шокировать зрителя. На сцене развернутся судьбы десятка людей, жителей деревни Гаоми, с 1953-го по 2008-й. Несмотря на жесткую сердцевину спектакля, о наших героях мы рассказываем с юмором и теплом. Мы хотим, чтобы зрители прожили жизнь вместе с ними – словно залпом посмотрели сериал. А в жизни, как известно, есть и любовь, и радость, и печаль, и смех».
Действие романа «Лягушки», как и большинства произведений Мо Яня, происходит в уезде Гаоми провинции Шаньдун, причем на протяжении более чем пятидесяти лет – с 1950-х до начала XXI века. Необычайно одаренная акушерка Вань Синь становится беспощадным борцом за ограничение рождаемости. Там, где прежде звучал первый крик новорожденного, теперь голосят несчастные матери, принужденные к абортам. Меняются эпохи и политические повестки, на их фоне причудливо преломляются, а то и ломаются судьбы людей. Вместе с муками совести старую Вань Синь преследуют полчища дьявольских лягушек, в которых превратились сотни убитых ею эмбрионов. А может быть, это только художественный вымысел, сцены из пьесы, которую пишет честолюбивый драматург Кэдоу, мечтающий о славе Жан-Поля Сартра…
Большая сцена. Билеты 500-800 рублей