Премьера спектакля «Горье» состоится на Большой сцене Псковского драмтеатра 19 сентября 2015 (суббота), в 18.00 в рамках фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник».
Специально для этого фестиваля драматург Валерий Печейкин написал, режиссёр Юрий Квятковский поставил, а художник Алексей Трегубов оформил пьесу, в центре которой история человека, которого легко можно было бы встретить на страницах произведений Довлатова.
Юрий Квятковский о спектакле: «Таких персонажей объединяет некая жизненная неустроенность, личностный кризис и поиск выхода из ментального тупика. Действие пьесы происходит в наши дни. Герой спектакля – писатель. Его работы не привлекают особого внимания читателей. Он ищет свое место. Ищет возможность для самореализации. Поиск приводит его в Пушкинские Горы. Он решает реализовать свой талант, реорганизовав заповедник в «Пушкин-парк», что, по мнению героя, должно привлечь огромные потоки туристов. И тут больше даже не жажда наживы, сколько тоска по большой форме, по большому роману. Герой каждый свой шаг комментирует, таким образом, мы становимся создателем литературного произведения – плутовского романа. Интрига заключается в том, что герой в какой-то момент начинает путать реальность с выдуманным им миром. Калейдоскоп ярких персонажей и юмор, который пронизывает пьесу, также отсылает нас к Довлатову.
Жанр спектакля определен как нуар, чтобы подчеркнуть напряженность сюжета пьесы. В спектакле звучат произведения из репертуара Анны Герман, Майи Кристалинской, Леонида Утёсова, а также отрывки из опер П.И. Чайковского. Сценическое пространство решено с помощью гигантских открыток, на которых изображены Пушкинские Горы. Открытки сменяют друг друга в зависимости от мест действия сцен. Всего в спектакле заняты 15 актеров. Все музыкальные произведения они исполняют вживую».
Валерий Печейкин: «Как определить Довлатова: писатель-юморист? Вряд ли. У юмориста, скорее, отчество Ваганович, чем Донатович. Писатель-сатирик? Тоже вряд ли. Это Салтыков-Щедрин, другая концентрация и температура слова. Для меня Довлатов писатель иронический. А способность «выделять» иронию как секрецию есть далеко не у каждого автора. Увы, у нас в национальном характере почти нет промежутка между гневом и равнодушием. А значит, нет разума. В нашей аптечке обязательно должна быть такая «улыбка разума», как у автора «Заповедника». Поэтому достижением фестиваля я буду считать появление — в каждом его участнике и зрителе — самоиронии».
Юрий Квятковский: «Я преподаю в школе — студии МХАТ с 2004 года. Почти каждый год прослушиваю абитуриентов. Молодые люди со всего мира приходят в «школу – студию», мечтая поступить на актерский факультет. Их самостоятельный выбор репертуара, с которым они приходят на экзамены, для меня некая лакмусовая бумажка. Можно отслеживать актуальность и значимость русскоязычных писателей. Так, например, Павлова и Полозкова звучат также часто, как Цветаева и Ахматова. А из прозаиков второй половины ХХ века чаще всего читают Довлатова.
У Довлатова уникальный угол зрения. Он абсолютно точно передаёт суть времени, в котором живёт. И не оставляет шанса всему надуманному. Тут же превращает любую ложь в абсурд, высмеивает и уничтожает любое самодурство. Даже если неприятие этой лжи грозит его герою страшной мукой. А герой у него всегда один, он сам. И этот герой решает, главным образом, один вопрос – вопрос самоидентичности. Этот поиск мы сейчас наблюдаем в несколько другом масштабе, поиск на уровне государства. Наше общество находится в состоянии самоиндефикации. Кажется, именно сейчас, за всю постсоветскую историю, этот процесс актуализировался максимально. И именно в такой момент переоценки возникают герои, прототипом которых является герой нашей пьесы, которую мы ставим специально для фестиваля. Это именно довлатовский герой. Он не может смириться, с тем, что не вписывается в сегодняшний контекст. Но и стать одним из многих, кто вписался, он тоже не может – слишком много вопросов вызывает действительность. Он скорее переделает ее под себя, пусть даже в своем воображении. А важно, что о таком герое мы не можем говорить торжественно и помпезно. Тут нужен другой тон. Довлатовский, опять же.
Надеюсь, что Довлатовский фестиваль станет таким же значимым событием, как, например, Платоновский фестиваль в Воронеже. За его расписанием внимательно следят и ради него специально едут в Воронеж».
Алексей Трегубов: «Довлатов является для меня не только мыслителем, в котором заложена парадигма развития нашего времени, но и носителем ныне существующего языка»
СПРАВКА:
Юрий Квятковский, режиссер, педагог школы — студии МХАТ.
Окончил Школу — Студию МХАТ, курс Д. Брусникина, Р. Козака и А.Б. Покровской в 2003 году. Работал как актер в театре им. Моссовета. Основатель творческого объединения Le Cirque de Sharles La Tannes, педагог по актерскому мастерству в Школе — Студии МХАТ.
Режиссёрские работы: Независимые проекты Le Cirque de Sharles La Tannes, хип-хопера «Копы в огне», «Хрустальный мир» по В. Пелевину, «Инструкция победы» О. Шишкина, «Норманск» бр. Стругацких (совместно с центром Вс. Мейерхольда), «Пирамида» Леонида Леонова (совместно с парком Музеон), «Coffeeshop. Dark Cabaret» по Р. Фассбиндеру и К. Гольдони (МХТ), «Это тоже Я» (совместно с театром «Практика»), уличное действие «Сказки соцреализма. Второе видение» по картинам М. Ларионова и Н. Гончаровой. Режиссер-постановщик карнавалов и театрализованных шествий в Парке Горького.
Награды: Приз зрителя фестиваля «Текстура» -2010 (Пермь) и Гран-при фестиваля «Текстура – Олимп» -2011 (Сочи) за спектакль «Копы в огне», Приз зрителя фестиваля «Текстура» -2012 (Пермь) за спектакль «Это тоже Я». Номинант «Золотой маски» за спектакль «Кукольный дом» (Приют комедианта) и «Норманск».
Валерий Печейкин, драматург, сценарист
Родился в Ташкенте. Обучался в Литературном институте им. А. М. Горького. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма» за пьесу «Соколы». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Постоянный автор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников). Соавтор сценария фильма «Дирижер» Павла Лунгина. Колумнист журнала GQ.
Алексей Трегубов – художник-постановщик
Художник, куратор «Нового Крыла» дома Гоголя, создатель и куратор галереи «Комната».
Окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. Номинант премии Кандинского — 2012, премии Курехина — 2013. Финалист премии «Centro-Periferia» (Италия, Рим, 2014). Лауреат Театральной премии «МК» за сценографию к спектаклю «Спасти камер-юнкера Пушкина». Персональные выставки: галерея «Polysémie «Marselle» (Франция, 2010), «Korjaamo gallery» (Хельсинки, Финляндия, 2010 и 2011г.), «Кто это?» (ММОМА, 2012), «Iragui gallery» (Москва, 2013), галерея «Комната» (Москва, 2013), «Процесс», «Iragui gallery» (Москва, 2015). Групповые выставки: «Родина» (PERMM, 2011), Museo Nazionale Romano-Terme di Diocleziano (Италия, Рим, 2014). Участник Архстояние 2013, Swatch & ММОМА Pop-Up Gallery в 2015 и т.д. Архитектор выставок: «Те же в Манеже» (Большой Манеж, 2012), «Если бы я только знал» (2010 г.), «Игра в цирк» (ММОМА, 2014 г.).
Фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник» пройдёт в Пскове и Пушкинских Горах 17-19 сентября.
Билеты 400 – 1500 рублей. Начало в 18.00. Забронировать.
Странно, я не встречал людей, которые восхищались бы этим автором, а тусовка подняла такой шум. Читайте Чехова: » Посредственность будет считаться гением и цивилизация погибнет…».