Программа лекций и выставок пушкинского фестиваля — 2019
8 февраля 2019, пятница
Открытие выставки Эмиль Капелюш «Свободные элементы»
18.00 Галерея «Цех»
9 февраля 2019, суббота
Лекция «Анатолий Эфрос и Дмитрий Крымов: постановки русской классики в эпоху драматического и постдраматического театра»
Лектор – доцент ГИТИСа Анна Степанова
Два крупнейших отечественных режиссера, отец и сын, работавшие вместе и порознь над русскими классическими текстами, стали своеобразными феноменами двух разных эпох русского театра. Они ни на кого не похожи, обособлены от сценического мейнстрима, но обостренное чувство реальности и абсолютное постановочное мышление сделали их лидерами сменяющих друг друга времен. Лекция посвящена театру Эфроса и театру Крымова, преемственности и различию, сопоставлению двух важных периодов новейшей истории русской сцены — недавнего прошлого и современности.
Анна Анатольевна Степанова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа. Преподает с 1980 года. С 1998 по 2001 год — проректор Независимой школы кино и ТВ. С 2004 по 2005 год — заведующая кафедрой творчества Факультета истории искусств Российского Государственного Гуманитарного университета (РГГУ). С 2001 по 2007 год — ректор Школы кино и ТВ АНО «Интерньюс». С 2008 по настоящее время — в магистратуре Театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда ведет семинар по современной драматургии и театру. Автор многочисленных статей, нескольких книг.
16.00 Псковский драмтеатр, Медиахолл Вход свободный
10 февраля 2019, воскресенье
Лекция «Пушкин в зарубежных экранизациях»
Лектор – доцент Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения, координатор российской секции ФИПРЕССИ Алексей Гусев
Принято считать, что значения Пушкина иностранцу не уразуметь. Если Достоевский, Толстой, Чехов и даже Гоголь давно стали признанными классиками мировой литературы, которых бессчетно инсценируют и экранизируют во всех странах, Пушкин остается «нашим всем» только для нас: непереводим, мол, а стало быть — непостижим. Однако, сколько бы правды в этом рассуждении ни было, оно не мешало зарубежным кинематографистам во все времена, еще с немого периода, исправно переносить на экран пушкинские произведения. «Дубровский», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Капитанская дочка» — к этим текстам в каждом десятилетии истории кино прибегали французские, немецкие, итальянские, американские кинематографисты, отыскивая в них созвучия своей эпохе и стилизуя согласно принятым тогда художественным целям и средствам. Как именно и зачем переносились на экран пушкинские произведения в зарубежном кинематографе на протяжении последних ста лет, что обнаруживали и как переставляли в них акценты авторы и исполнители, — об этом пойдет речь на лекции Алексея Гусева. Лекция сопровождается показом фрагментов из классических экранизаций произведений Пушкина; одна из них после лекции будет показана целиком.
Родился в 1977 г. в Ленинграде. В 1993–1996 гг. учился на математико-механическом факультете СПбГУ. В 2006 г. окончил с отличием сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская А. Золотухиной и В. Утилова). В 1997–2007 гг. — режиссер Санкт-Петербургского театра «СатурН». Поставил спектакли: «Голодные» У. Сарояна, «Сад маятников» (по поэзии У. Б. Йейтса), «Сон дома» (по поэзии Э. Монтале), «Сговор на крови» Р. дель Валье-Инклана и др. Участвовал в международных театральных фестивалях, лауреат I фестиваля «Музыкальная радуга» (номинация «джаз-модерн хореография»). Публикуется с 1997 г. (журналы «Город (812)», «Киноведческие записки», «Театральный Петербург», «Санкт-Петербургский Книжный вестник», «Вещь. doc», газеты «Хроника», «Империя драмы», интернет-портал «Фонтанка. Ru» и др.). Руководитель раздела «Мировое кино» издания «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Член редколлегии издательства «Сеанс». Автор комментариев к книгам А. Михалкова-Кончаловского («Низкие истины», М., 2006), М. Голдовской («Woman with a Movie Camera», Univ. of Texas Press, 2006). Премия им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006). С 2007 г. преподает в СПбГУКиТе, ведет мастерскую киноведов. В 2008 г. дебютировал как кинорежиссер с фильмом «Список кораблей» (студия «Мастерская СЕАНС»; Гран-при III Мкф. «Синемарина» по разделу неигрового кино, пр. ВКСР на XIX кф. «Россия»).
Псковский драмтеатр, Медиахолл
Начало в 13.00, вход свободный
11 февраля 2019, понедельник
Лекция «Советская послевоенная драматургия: магистральный сюжет»
Лектор – доцент ГИТИСа, помощник ректора Школы-студии МХАТ Павел Руднев
Театральный критик Павел Руднев представит свою новую книгу «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е» в виде лекции, где попытается обобщить долгий и славный драматургический опыт советских и постсоветских драматургов. Это будет размышление на тему, как выглядит движение драматургической мысли и формы, начиная от послевоенной России до сегодняшних дней.
Павел Андреевич Руднев — театральный критик, театральный менеджер, кандидат искусствоведения. Театроведческая специализация — современная драматургия, воззрения на театр В. В. Розанова. Опубликовал более тысячи статей о театре в различных изданиях, выпустил три книги. Переводчик пьес Мартина Макдонаха, Марка Равенхилла, Мики Мюллюахо и многих других современных зарубежных авторов.
14.00 Псковский драмтеатр, Медиахолл Вход свободный
13 февраля 2019, среда
Лекция «Шекспир в современном театре»
Лектор – заслуженный деятель науки РФ, профессор ГИТИСа, зав. сектором современного искусства Запада Института искусствознания, лауреат Премии им. Станиславского, премии «Чайка» и других наград Алексей Бартошевич
Шекспир для мировой культуры, мирового театра — примерно то же, что и Пушкин для культуры российской. Наше всё. Гений. Энциклопедия сюжетов, образов и идей. Неиссякаемый источник вдохновения для новых и новых поколений театральных режиссеров. В Год театра мы не могли не упомянуть Шекспира, тем более что речь о нем поведет самый настоящий мэтр, один из наиболее маститых современных ученых-гуманитариев России, автор множества книг и статей, внук великого Василия Качалова, шекспировед Алексей Вадимович Бартошевич. Где и как сегодня ставят Шекспира, о постановках Додина и Бутусова, Някрошюса и Коршуноваса, о многом другом пойдет речь на этой лекции.
А. В. Бартошевич — доктор искусствоведения, председатель Шекспировской комиссии Научного совета по истории мировой культуры РАН, член исполкома Международной Шекспировской ассоциации.
17.00 Псковский драмтеатр, Малая сцена Вход свободный
16 февраля 2019, суббота
Творческая встреча с писателем Валентином Курбатовым
12+
12.00 Псковский драмтеатр, Малая сцена Вход свободный
16 февраля 2019, суббота
Лекция «Трагический модус художественности в «Борисе Годунове» Пушкина»
Лектор – ректор Новосибирского театрального института Яна Глембоцкая
12+
Понятие модуса художественности. Разновидности модусов (трагическое, сатирическое, драматическое в искусстве), историческая логика их возникновения. Трагическое как древнейший модус художественности. Трагическое в трагедии и в других драматургических и литературных жанрах. Трагический тип героя, пространство и время в трагическом произведении. Борис Годунов как герой трагедии, возможные модификации героя при «осовременивании» произведения. Мотив трагической вины в «Борисе Годунове». Комический контрапункт в трагедии, понятие трагикомического. Функция юродивого в трагедии, юродивый как трагический двойник царя и младенца. Православный мир в трагедии. Народ как действующее лицо. Художественный смысл авторского посвящения. Автор как историк и автор как художник.
Яна Олеговна Глембоцкая — кандидат филологических наук, ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки НГТИ. Печаталась в «Петербургском театральном журнале», журналах «Эксперт», «Театральная жизнь», «Новосибирском ОКОЛОтеатральном журнале», новосибирской газете «Авансцена» и т. д.
15.00, Псковский драмтеатр, Медиахолл Вход свободный