XXVII Пушкинский театральный фестиваль начнется 20 мая в онлайн-формате
Онлайн-программа XXVII Пушкинского фестиваля
Коронавирусная пандемия парализовала театральную жизнь во всем мире. Подавляющее большинство театральных фестивалей весны-лета 2020 года были отменены или перенесены на осень. Некоторые (как завершившийся на днях Theatertreffen в Берлине или намеченный в июне «Науруз» в Казани) перешли в онлайн-формат. Пушкинский фестиваль выбрал третий путь. Театр драмы имени Пушкина надеется встретиться со зрителем осенью в традиционном формате, показать несколько ярких новых спектаклей из Москвы, Петербурга, Петрозаводска и Краснодара. Но открывает XXVII Пушкинский уже сейчас – «онлайновой» программой.
С 20 мая по 8 июня на сайте фестиваля pushfest.ru (а также на сайте Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина) пройдут видеотрансляции 22-х спектаклей. География обширная: Израиль, Литва, Финляндия, Эстония, Петербург, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Кемеровская, Омская, Саратовская, Тюменская, Челябинская и, конечно, Псковская области.
Тематика неизменна – спектакли, созданные на основе или по мотивам произведений Пушкина и других российских классиков.
На закрытии онлайн-программы 8 июня будет показана запись спектакля великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. В 1995 году Някрошюс с «Маленькими трагедиями» уже выступал в программе Пушкинского фестиваля. Теперь он снова будет участником фестиваля – уже, увы, посмертно.
В театре надеются, что не останутся без внимания два видеопоказа спектаклей, сценическая жизнь которых давно окончилась. Обе работы вышли в Петербурге, имена режиссёров в обоих случаях не были особенно широко известны публике. Теперь Андрий Жолдак и Тимофей Кулябин по праву считаются ведущими театральными мастерами Европы. Тем интересней пересмотреть (или увидеть впервые) их старые спектакли. Речь о «Тарасе Бульбе» Жолдака (2000, театр-фестиваль «Балтийский дом») и спектакле Кулябина «Шинель. Dress Code» (2012, театр «Приют комедианта»). Не были ли эти работы в свое время недооценены? Что касается «Бульбы», существование записи этого спектакля оказалось сюрпризом и для режиссёра, и для руководства «Балтийского дома». Запись не очень высокого качества, с помехами и пропущенными эпизодами, но для поклонников творчества Жолдака, уверены в псковском драмтеатре, встреча с этим раритетом станет важным событием.
В программе несколько совсем новых спектаклей, премьер уходящего сезона. Это и «Наводнение» Сергея Левицкого из Улан-Удэ (арт-дирекции фестиваля этот спектакль кажется одним из самых сильных в программе), и «Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой (петербургский Театр им. Ленсовета), и «Дом. Дочь. Дорога» (по мотивам «Капитанской дочки») Веры Поповой из Кудымкара.
Зрителям фестиваля предстоит увидеть несколько фестивальных хайлайтов. Спектакль главного режиссера Башкирского Национального театра им. Гафури Айрата Абушахманова «Зулейха открывает глаза» стал лауреатом «Золотой маски». Конечно, Гюзель Яхину рановато записывать в классики, но – в порядке исключения – эту постановку, чрезвычайно удачную интерпретацию современной прозы, фестиваль также включил в свою программу. Омская «Мария» Бабеля в постановке Георгия Цхвиравы, тюменская «Молодость» по Тургеневу в постановке Данила Чащина, псковская «Река Потудань» по Платонову в постановке Сергея Чехова были номинантами «Золотой маски».
Театр Viirus из Хельсинки взяли в программу не только из-за его актуального названия. Их «Мастера и Маргариту» называют одним из самых удачных спектаклей Финляндии последних лет. Интересно и режиссёрское имя Эйидля Палльсона, ведущего театрального режиссера Исландии, создавшего эту версию булгаковского романа. Ещё одна режиссёрская персона – Йехезкель Лазаров, израильтянин, создавший на сцене тель-авивского театра «Гешер» визуально изощрённую постановку тургеневских «Отцов и детей».
В онлайн-программе есть спектакли таких мэтров российского театра, как Геннадий Тростянецкий и Алексей Песегов, причем петербуржец Тростянецкий выпустил свою масштабную «Даму ПиК» в Красноярске, а житель Красноярского края Песегов, напротив, отправился на постановку «Алексея Каренина» в Эстонию, в проектный театр RAAAM. Впрочем, спектакль Минусинского театра (авторского театра Песегова) в программе тоже есть: булгаковскую пьесу о смерти Пушкина «Последние дни» поставил в Минусинске известный якутский режиссер Сергей Потапов.
Имя режиссёра Ильи Ротенберга также неплохо известно в театральной России. Его «Гроза» в Великих Луках – несомненная удача: и режиссёра, и коллектива.
После появления «Ревизора» в московском театре «Около» имя молодого режиссёра Антона Федорова для многих театралов стало почти культовым. Зрителям покажут более раннюю работу Федорова, созданную в театре башкирского города Салават, – мрачный и густой гиньоль «Глумов», Островский в зловещих масках, протагонист в хирургических перчатках (соблюдаем масочно-перчаточный режим!), Островский на башкирском языке.
«Пиковую даму» Андрея Сидельникова из Новокузнецка и «Повести Белкина» Тимура Насирова из Магнитогорска привезти в Псков никак не представлялось возможным. В Псковской области просто нет сцены, способной вместить эти спектакли крупной формы. Однако для онлайн-формата подобных преград не существует.
Обратите внимание и на детские спектакли. «Сказка о попе и о работнике его Балде» – очередная постановка Вячеслава Полякова, благодаря которому Национальный театр Карелии стал одним из лидером российского театра для детей. В «Салтане» Артема Кузина из Саратова играют совсем юные студенты местной Консерватории, спектакль исполнен озорного обаяния молодости.
Большой фестивальный провенанс у «Вассы» петрозаводского театра «Творческая мастерская» (режиссёр – Сергей Стеблюк). Но показывают этот спектакль не только из-за его художественных достоинств, но и по другой причине: одну из главных ролей в нем исполняет ведущий актер Псковской драмы Евгений Терских.
Театр откроет видеоархив фестиваля и покажет лекции Алексея Гусева, Марины Давыдовой, Дмитрия Ренанского, Татьяны Тихоновец, прочитанные в фестивальном лектории в прошлые годы.
Виртуальная выставка «ЕО Алгоритмы», подготовленная куратором Людмилой Кирсановой с участием известного псковского поэта Артема Верле, исследует поэтику романа «Евгений Онегин» через метод вычисления алгоритмов его структуры, языка и метра. Художники деконструируют роман и пересобирают его элементы в новом порядке или применяют его закономерности для создания медиапроизведений.
Весь контент фестиваля вы найдете на сайте pushfest.ru. Партнёры фестиваля – журнал «ТЕАТР», «Петербургский театральный журнал» и сайт Colta.ru. Трансляцию спектаклей «Тарас Бульба» и «Борис Годунов» одновременно можно будет увидеть на сайте журнала «ТЕАТР». Трансляции спектаклей «Река Потудань», «Гроза», «Зулейха открывает глаза», «Отцы и дети», «Алексей Каренин», «Последние дни», «Дом. Дочь. Дорога» и «Глумов» одновременно пройдут на сайте «Петербургского театрального журнала». Спектакль «Пиковая дама. Игра» смотрите и на «Кольте».
Конечно, просмотр театральных спектаклей на видео далеко не самый лучший способ знакомиться с театральным искусством. Не все записи передают атмосферу спектаклей, за кадром остаются значимые детали. Разумеется, театр надо смотреть в театре, но в нынешних условиях приходится довольствоваться несовершенной формой видеопоказа.