На афише этого спектакля должна была красоваться метка «40 -». «Студенческая концепция» «Руслана и Людмилы» изобиловала массой непонятного для «среднего» посетителя зала псковской областной филармонии: молодые люди в джинсах и ярких высоких кедах; музыкальная секция – электрогитара, барабаны и клавишные, рок и рэп-мотивы.
Отторжение степенных завсегдатаев псковской филармонии (в основном, женщин за 30) мог вызвать хотя бы плакат «Пушкин Forever», возвышавшийся на сцене. Как призналась режиссёр, заслуженная артистка РФ, профессор Марина Брусникина, спектакль впервые показали в таком большой зале. Обычно он рассчитан на более камерную обстановку.
Тем не менее, несмотря на противоречие между молодежной интерпретацией и средним возрастом зрителя, экспериментальный спектакль залу явно понравился. Аплодисменты раздавались часто и по делу. Только в одной ряду какая-то раздраженная особа решила довольно громко выразить возмущение по поводу розовой рубашки одного из актёров. Дескать, как не стыдно в таком на сцену лезть. Красные кеды консервативную псковичку не смутили. Кто-то сразу после начала стал прорываться к выходу.
Демократичные одеяния персонажей «Руслана» и «Людмила» в исполнении студентов IV курса актерского факультета МХАТ больше напоминали героев столичной светской вечеринки или ночной дискотеки в продвинутом ночном клубе. На XIX век походило довольно мало.
Очень порадовали вокальные данные актеров и музыкальное многообразие. Музыкальными инструментами владеют хорошо. Получился настоящий какой-то джем-сейшн. К современности спектакль приближали и разнообразные клише-вставки. Руслана в финальном поединке представили голосом рефери: Aaannd the winneeer iiiis… Ruslan! Действо сопровождалось оглавляющими комментариями на большом экране слева от сцены. Например, один из эпизодов назывался «Криминальная Россия. Кража Людмилы». Местами спектакль иногда напоминал фрагменты студенческого КВН.
Взгляд на тему текста Александра Пушкина получился крайне необычным, свежим и чрезвычайно современным. В конце концов, а почему бы и нет? Поменялась лишь форма. Школьные учителя давно переняли методику изучения нового материала в форме «Рэп». Почему бы не перенять это в театре? Все-таки Пушкин бывает очень разным и у каждого его восприятие «очень своё».
фото Глеба Костина