Спектакль-сенсацию Андрия Жолдака «Тарас Бульба» представит Пушкинский театральный фестиваль

Трансляция спектакля 23 мая, в субботу, в 19.00, повтор 24 мая, в воскресенье, в 13.00 — на главной странице сайта Фестиваля и в группе театра ВКонтакте.

Спектакль Тарас Бульба

Организаторы фестиваля отыскали редкую запись легендарного спектакля 2000 года, поставленного на сцене театра — фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)

Полный сюрреалистических видений спектакль в 2000 году расколол критиков, зрителей и даже жюри фестиваля «Балтийский дом». Каким этот спектакль только не называли – даже (почему-то) антиукраинским.

Режиссер Андрий Жолдак успел за это время перебраться из Украины в Германию и превратиться в одного из ведущих театральных мастеров Европы. Настало время пересмотреть «Бульбу», которого сам режиссер называет для себя важным и переломным спектаклем. Жанр этого зрелища сегодня вполне понятен – драматическая инсталляция, однако в 2000 году подобная терминология у нас еще не была в ходу. Удивителен простой, лишенный театрального котурна способ актерского существования в этом спектакле, как и увлеченная спаянность актерского ансамбля. Отдельных комплиментов заслуживает музыка Романа Рязанцева.

Организаторам фестиваля чудом (спасибо известному театральному музыканту Владимиру Бычковскому) удалось обнаружить контрафактную запись «Тараса Бульбы», о которой не знали ни маэстро Жолдак, ни руководство «Балтийского дома». Это не очень качественное видео, скопированное с кассеты VHS, однако учитывая раритетный характер этой записи, мы посчитали возможным (и даже важным) ее обнародовать. Еще одна важная деталь: зрители смотрели спектакль в отверстия «бойниц», сидя в специальных деревянных ложах, стилизованных под средневековые оборонительные укрепления.

Строгий комиссар в кожанке дарит своим приехавшим сыновьям игрушечных пингвинов. Панночка-соблазнительница щеголяет в красных черевичках. Молодой самурай оплакивает своего погибшего брата. Чеховские сестры приплывают на пароходе в СССР, чтобы стать затурканными колхозницами. Колхозницы подсмеиваются над своим контуженным бригадиром. Военком осматривает новобранцев. Ахиллес силится догнать черепаху и пристукнуть ее ведром. Сельчане соревнуются в лазании по столбу: приз – огромное яйцо. Жестокое прошлое пробивает дорогу вульгарному настоящему. И только птицам нипочем человеческие страсти – щебечут синицы, работают дятлы, курлычат журавли.

Приз дирекции фестиваля «Балтийский дом» – актерскому составу спектакля, приз Санкт-Петербургского отделения СТД – композитору спектакля Роману Рязанцеву (2000).

«Этот спектакль поменял всю мою жизнь. До „Бульбы“ я был очень примитивным режиссером, служил тому постановочному театру, которого много и в России, и в Восточной Европе. Мои спектакли имели кассовый успех, но не слишком окрыляли. И вот меня приглашают на „Балтийский дом“ и дают 40 дней на постановку. Что-то открылось во мне — не знаю, Петербург ли вмешался, белые ночи, но точно что-то нематериальное. Это как человек в экстремальной ситуации вдруг запрыгивает на дерево, на которое в нормальном состоянии никогда бы не смог залезть». (Андрий Жолдак, режиссер спектакля)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.