Спектакль-сенсацию Андрия Жолдака «Тарас Бульба» представит Пушкинский театральный фестиваль

Трансляция спектакля 23 мая, в субботу, в 19.00, повтор 24 мая, в воскресенье, в 13.00 — на главной странице сайта Фестиваля и в группе театра ВКонтакте.

Спектакль Тарас Бульба

Организаторы фестиваля отыскали редкую запись легендарного спектакля 2000 года, поставленного на сцене театра — фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)

Полный сюрреалистических видений спектакль в 2000 году расколол критиков, зрителей и даже жюри фестиваля «Балтийский дом». Каким этот спектакль только не называли – даже (почему-то) антиукраинским.

Режиссер Андрий Жолдак успел за это время перебраться из Украины в Германию и превратиться в одного из ведущих театральных мастеров Европы. Настало время пересмотреть «Бульбу», которого сам режиссер называет для себя важным и переломным спектаклем. Жанр этого зрелища сегодня вполне понятен – драматическая инсталляция, однако в 2000 году подобная терминология у нас еще не была в ходу. Удивителен простой, лишенный театрального котурна способ актерского существования в этом спектакле, как и увлеченная спаянность актерского ансамбля. Отдельных комплиментов заслуживает музыка Романа Рязанцева.

Организаторам фестиваля чудом (спасибо известному театральному музыканту Владимиру Бычковскому) удалось обнаружить контрафактную запись «Тараса Бульбы», о которой не знали ни маэстро Жолдак, ни руководство «Балтийского дома». Это не очень качественное видео, скопированное с кассеты VHS, однако учитывая раритетный характер этой записи, мы посчитали возможным (и даже важным) ее обнародовать. Еще одна важная деталь: зрители смотрели спектакль в отверстия «бойниц», сидя в специальных деревянных ложах, стилизованных под средневековые оборонительные укрепления.

Строгий комиссар в кожанке дарит своим приехавшим сыновьям игрушечных пингвинов. Панночка-соблазнительница щеголяет в красных черевичках. Молодой самурай оплакивает своего погибшего брата. Чеховские сестры приплывают на пароходе в СССР, чтобы стать затурканными колхозницами. Колхозницы подсмеиваются над своим контуженным бригадиром. Военком осматривает новобранцев. Ахиллес силится догнать черепаху и пристукнуть ее ведром. Сельчане соревнуются в лазании по столбу: приз – огромное яйцо. Жестокое прошлое пробивает дорогу вульгарному настоящему. И только птицам нипочем человеческие страсти – щебечут синицы, работают дятлы, курлычат журавли.

Приз дирекции фестиваля «Балтийский дом» – актерскому составу спектакля, приз Санкт-Петербургского отделения СТД – композитору спектакля Роману Рязанцеву (2000).

«Этот спектакль поменял всю мою жизнь. До „Бульбы“ я был очень примитивным режиссером, служил тому постановочному театру, которого много и в России, и в Восточной Европе. Мои спектакли имели кассовый успех, но не слишком окрыляли. И вот меня приглашают на „Балтийский дом“ и дают 40 дней на постановку. Что-то открылось во мне — не знаю, Петербург ли вмешался, белые ночи, но точно что-то нематериальное. Это как человек в экстремальной ситуации вдруг запрыгивает на дерево, на которое в нормальном состоянии никогда бы не смог залезть». (Андрий Жолдак, режиссер спектакля)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.