На Масленичной неделе в фойе главного здания Псковского музея-заповедника гостей встречают сразу два интереснейших экспоната. Как сообщает пресс-служба музея, это фарфоровые скульптуры Бориса Кустодиева «Гармонист» и «Плясунья».
Все знают Бориса Михайловича Кустодиева как знаменитого русского живописца конца XIX – начала XX века, но мало кто помнит, что он смолоду увлекался ещё и скульптурой. И в конце жизни, уже будучи тяжело больным, вновь занялся мелкой пластикой, хотя лепить из глины и расписывать свои скульптуры мог только лёжа в постели.
По эскизам Кустодиева Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в 1923 году выпустил две фигурки («Гармонист» и «Плясунья»), которые стали настолько популярными, что тиражировались потом на протяжении сорока лет. Однако собрать полную скульптурную группу – такой, как её задумал художник, на сегодня удалось всего нескольким российским музеям. Псковский музей-заповедник как раз из их числа, благодаря тому, что вовремя приобрёл часть фарфоровой коллекции знаменитой петербуржской театральной семьи Берсеньевых.
По словам заведующей отделом научно-фондовой работы Псковского музея-заповедника Ольги Васильевой, выставка скульптурной композиции «Гармонист» и «Плясунья» приурочена к Масленице потому, что Бориса Кустодиева справедливо считают художником, который воспел этот старинный русский праздник. Например, Александр Бенуа писал: «…Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…».
«Кустодиев и сам говорил, что радость жизни, её красота, веселье и красочность составляют основу его творчества, — напомнила Ольга Васильева. – Для нас особенно важно, что он не изменил своего восторженного взгляда на мир и после того, как тяжёлая болезнь приковала его к постели. В сумрачном Санкт-Петербурге он оставался волжанином по рождению, который привёз с собой солнце и радость, хранимые в сердце несмотря ни на что».
«Обратите внимание, как искусно передана динамика этой скульптурной композиции, — добавила Ольга Анатольевна. – Создаётся впечатление, что девушка приплясывает на ходу, а гармонист – притоптывает ногой в такт музыке. Взгляните, как кокетливо распахнут её полушубок, из-под которого видна цветастая рубаха, и как искусно расписаны валенки музыканта – будто бы он сошёл с сегодняшних модных подиумов! Тут вам и ледяная горка, и солнечные блики на снегу… Художник передаёт праздничное настроение этой сцены с чрезвычайным мастерством».
Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской академии художеств П. Власова. В 1896 году поступил т в Петербургскую академию художеств, где обучался в мастерской В.Е. Савинского, затем — И.Е. Репина. Б. Кустодиев принимал участие в работе над картиной И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». В 1903 году закончил учебный курс академии с «Золотой медалью» и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В 1909 году по представлению И.Е. Репина был избран членом Академии художеств. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Послереволюционные годы Б.М. Кустодиев жил в Петрограде-Ленинграде. Активно участвовал в оформлении города к первой годовщине Революции, так же продолжал заниматься портретной живописью и театральными декорациями.
В 1927 году Б.М. Кустодиев умер и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник художнику были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
В открытом хранении «Хрупкая коллекция» Псковского музея-заповедника (в доме Массона) можно увидеть множество не менее интересных образцов мелкой фарфоровой пластики второй половины XIX и первой половины XX века производства российских и зарубежных заводов. В коллекции музея, в частности, имеются скульптуры из серии «Народы России» («Калмык», «Крестьянка Воронежской губернии», «Гилячка» и другие), которую начали Императорский фарфоровый завод и частный фарфоровый завод Гарднера.
В той же витрине представлены фарфоровые персонажи из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (завод Гарднера) и скульптуры, выполненные советскими фарфоровыми заводами по рисункам Кукрыниксов («Мейерхольд», «Станиславский», «Москвин»).
Отдельный интерес представляют фарфоровые скульптуры со сценами из крестьянской жизни, которые вошли в моду одновременно с полотнами Венецианова («Отбеливание холста», «Плетение лаптя», «Взбивание масла», «Играющие дети»…)
В коллекции музея много фарфоровых фигурок, разработанных главным скульптором-керамистом Ленинградского фарфорового завода Натальей Данько, которая считается классиком советского агитационного фарфора. В их числе, например, музейная редкость, скульптурная группа «Два партизана», скульптурная группа, изображающая дедушку-узбека и его внучку, которые играют в нарды, уличный регулировщик, конный милиционер, двое матросов, читающие книгу.
В открытом хранилище фарфора и стекла в доме Масона Псковского музея-заповедника можно увидеть даже трёх граций производства Севрской фарфоровой мануфактуры, китайские фарфоровые скульптуры, появившиеся в домах псковичей во времена расцвета советско-китайской дружбы, а также фарфоровые бюсты вождей мирового пролетариата.