Выставка иллюстраций к произведениям Пушкина откроется 6 июня

Выставки в Пскове июнь 2014

6 июня 2014, в пятницу в Пушкинском Заповеднике состоится открытие выставки из частного собрания «Пушкин в творчестве художников Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина».

Иллюстрации к Пушкину
Т. Маврина. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Встреча царского поезда. Заставка к мультфильму. 1951

Оба художника в разное время иллюстрировали произведения А. С. Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам. Как написала Мария Лисс, эта семья была любовным треугольником: «Третьим был – Пушкин. К нему относились не как к бронзовому классику, а как к живому человеку».

Первым к иллюстрированию А. С. Пушкина обратился Н. Кузьмин. Еще на первой выставке «Тринадцати» он показал несколько рисунков на пушкинские темы.

Выставки Псков июнь 2014

«Художник-иллюстратор, как и талантливый исполнитель музыкального произведения, должен помочь читателю понять идеи писателя, но ни в коем случае не навязывать ему (читателю) свою точку зрения. Только при наличии особого «избирательного сродства» между писателем и иллюстратором случается чудо слияния зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остается в сознание читателя постоянным спутником книги», — писал в своем сборнике «Штрих и слово» Н. В. Кузьмин.

Именно такое нерасторжимое единство героев «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и героев иллюстраций Н. В. Кузьмина возникает у нас, когда мы берем в руки том, впервые изданный издательством «Academia» в 1933 году и удостоенный Grand Prix на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Это издание принесло Н. В. Кузьмину мировую известность.

Иллюстрации к «Евгению Онегину» решены в стиле пушкинских рисунков на полях рукописи, и сам поэт часто присутствует в них. Кузьмин проиллюстрировал роман не только по сюжетной линии, но и сделал иллюстрации к лирическим отступлениям А. С. Пушкина, которые занимают в романе не менее трети строф. Подметив связь между судьбой Онегина и биографией автора, Кузьмин часто изображает поэта рядом с его персонажами, делает его соучастником событий, описанных в романе, и, тем самым, как будто получает у него благословение на собственное видение и прочтение романа.

К Пушкину Н. В. Кузьмин возвращался неоднократно: в 1957 г. он иллюстрирует «Графа Нулина», а в 1979 г. «Эпиграммы» А. С. Пушкина.

Стиль этих иллюстраций иной – лукаво-ироничные рисунки к «Графу Нулину», как нельзя лучше соответствуют пушкинской поэме о далекой от нас усадебной жизни александровских времен, а остро жалящие, гротескно-сатирические рисунки к «Эпиграммам» разят сатирическими стрелами представителей высшего общества эпохи Николая 1.

В поздних работах Н. Кузьмина всегда проявляется ироничность, тонкая связь с духом и текстом иллюстрируемого произведения, а не с одними лишь подробностями сюжета. В 1950-х годах его рисунки как бы заново открыли для читателей рассказ Н. С. Лескова «Левша», заметный успех имели иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1958) и книге Ю. Н. Тынянова «Малолетний Витушишников» (1966), также представленные на выставке.

Выставки Псков июнь 2014

В биографии Н. В. Кузьмина было много моментов, когда принимаемое им решение круто меняло его судьбу. Так, в 1909 г. девятнадцатилетний самоучка из захолустного провинциального города Сердобска осмелился послать свои рисунки – подражание модному тогда англичанину О. Бердслею – в изысканный журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову, и их напечатали. Печатал виньетки Кузьмина и другой, уже петербургский, журнал – «Аполлон», а позже его рисунки появлялись в журналах «Сатирикон» и «Лукоморье».

В 1912 году после окончания реального училища Н. Кузьмин поступает в Петербургский Политехнический институт, но, быстро заскучав на технических чертежах, он стал посещать классы Общества поощрения художеств, где занимался у И. Я. Билибина (1912 — 1914), после войны и революции он продолжил обучение у П. А. Шилинговского в Петроградском ВХУТЕИНе (1922 — 1924).

Восемь лет, с 1914 по 1922 годы, Кузьмин провёл на военной службе, командовал сапёрной ротой, служил дивизионным инженером. Опять же случай, болезнь – тиф, уложил его в лазарет накануне похода в Крым против Врангеля и спас от неминуемой гибели при взятии Крыма: в этих боях от 15-ой Стрелковой Инзенской дивизии, в которой он воевал, в живых остались несколько человек.

В этом же ряду случайностей и неординарных поступков, стоит и дерзкое решение проиллюстрировать «Евгения Онегина», которое зародилось осенью 1928 года в Саратове на курсах переподготовки комсостава, где каждый вечер в библиотеке Н. Кузьмин читал А. С. Пушкина до отбоя, до сигнала трубы «спать пора».

В 75-летнем возрасте Н. Кузьмин, которому начинает изменять зрение, дрожат руки, перо не слушается и не отвечает виртуозным штрихом, свойственным мастеру, посвящает себя литературному труду.

«Поистине это кажется чудом! В литературу на восьмом десятке своей жизни в роли юного автора, новичка-дебютанта входит престарелый художник, и его первая книжка прельщает читателя с первых же строк зрелостью своей поэтической формы», — писал в предисловие к его книге «Круг царя Соломона» (1964) Корней Иванович Чуковский.

В дальнейшем Н. В. Кузьминым были написаны и опубликованы книги воспоминаний: «Штрих и слово» (1966), «Наши с Федей ночные полёты» (1969), «Давно и недавно» (1981), «Страницы былого» (1984), «Художник и книга» (1985). Все эти книги написаны от первого лица, в форме исповеди, которая, скорее всего, явилась наиболее близкой автору литературной формой, поскольку искренность, а не сочинительство всегда ставилась им во главу угла творческого труда.

Кроме книжных иллюстраций, которые известны почитателям таланта художника Н. Кузьмина, мы представляем на выставке большой раздел станковой графики: пейзажи, натюрморты, букеты – выполненные в технике акварели и гуаши.

Многие из представленных работ написаны Николай Васильевичем на дачах, в Подмосковье, где Кузьмин и Маврина проводили каждое лето, начиная с 1933 года. Темы дачных работ этого периода — букеты. Читая дневники Т. Мавриной и Н. Кузьмина, можно сделать вывод о неком соревновании художников. Вот записи из дневников Т. Мавриной: «К. написал бело-голубой букет, я исключительной красоты картинку с тучей и бабочками». «К. написал букет. Он хорош. К. увлёкся и написал ещё два». «Мальвы. К. делает ерунду, подражая японцам. Я назвала его «творушка».

А вот запись из дневника Н. Кузьмина: «Т. писала ромашки, ничего не вышло. Я, сперва, сделал букет на красном фоне. Потом этот же букет в стиле раннего футуризма. Т. очень нравится, мне тоже. Я гордый».

Выставляемые здесь пейзажи Кузьмина различаются по техники исполнения. Более ранние, 30-х годов, живые и импрессионистические, и поздние, 50-х годов, более реалистические и академические. Но везде мы видим красоту природы и присутствие дыхания времени. А московские пейзажи дают нам представление о том периоде нашей истории, когда урбанизация и автомобили ещё не вытеснили человека из городской среды и не сделали его узником каменных джунглей. Работы Н. В. Кузьмина представленные на этой выставке, открывают новые грани его творческого наследия.

Т. А. Маврина взялась иллюстрировать А. С. Пушкина только в конце 1940-х годов. Юмор и поэзия русских народных сказок, сказок Пушкина были знакомы и близки ей с детских лет, но главной темой её работ они стали в послевоенные годы.

«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, — писала Т. Маврина в одной из журнальных статей. — Задумала я делать сказки ещё во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров – пушкинского «золотого петушка».

Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».

Первой – была «Сказка о мёртвой царевне» вышедшая в 1949 году, затем был мультфильм М. Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье» и эскизами декораций, сделанных Т. Мавриной. В 1951 году он получил премию «За лучший мультфильм» на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. Затем было много книжек русских сказок, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и к поэме «Руслан и Людмила», получавшие медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в г. Лейпциге.

В 50-е годы Маврина иллюстрирует русские народные сказки и сказки А. С. Пушкина в издательствах «Детгиз» и «Росгизмеспром». Эти книги переиздаются республиканскими издательствами на языках народов СССР.

В 1957 — 1961 гг. выходят книги сказок, оформленные Т. Мавриной: «По щучьему велению» (русская народная сказка), «Детгиз»; «Сорока-белобока», «Детский мир»; «Карусель» (вятские игрушки), текст Н. Колпаковой, «Детский мир». Диафильм «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Детгиз»; «Старинные русские песни», составитель Л. Шувалова, «Детгиз»; А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Гослитиздат»; «Солнце, месяц и Ворон Воронович» (русская народная сказка в обработке М. Булатова), «Детский мир», «Василиса Премудрая» (русская народная сказка в обработке В. Ганкиной), «Детгиз»; «Как у бабушки козел» (русская народная сказка), «Детский мир».

Выставки Псков июнь 2014

В 1960-е и последующие годы Маврина объединила в своём творчестве экспрессивную декоративность, яркость и сочность цвета, традиционные для народного искусства и живописность французских «фовистов», приёмы, усвоенные, ею, ещё во время учёбы во ВХУТЕМАСе. Результатом этой работы стали серии пейзажных композиций, динамические моменты жизни, застигнутой врасплох. Они легли в основу книг-путешествий, книг-картинок: «Сказочные звери» (1965), первая премия на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно 1966 г.; «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» (1967) — диплом 1-ой степени Всесоюзного конкурса на лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания 1967 г.; «Сказочная азбука» (1969) — диплом 1-ой степени Всесоюзного конкурса на лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания 1969 г.

В 1974 году Т. А. Маврина снова проиллюстрировала все сказки А. С. Пушкина для издательства «Детская литература», которое выпустило их одной книгой.

В последующие годы Маврина составляет и издаёт в содружестве с Ю. Ковалём книги для юношества: «Стеклянный пруд» (1978); «Заячьи тропы» (1980); «Журавли» (1982); «Снег» (1985); «Бабочки» (1987); «Жеребёнок» (1989).

В 1975 г. Т.Мавриной присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к детским книгам и за серию станковых работ «Сказка, Родина, Красота».

В 1976 г. Т. Маврина награждена Золотой медалью Г.-Х. Андерсена (Международной премией IBBY) за международный вклад в дело иллюстрирования детских книг.

Президиум АХ СССР в 1987 г. наградил золотой медалью Т. А. Маврину за иллюстрации к книге А. Рогова «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» (1986) и к книге Ю. Коваля «Снег».

В 1998 г. Маврина награждена посмертно почётным дипломом Международного совета по детской литературе за вклад в российскую литературу, книжную культуру для детей и юношества.

На выставке представлены иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и многим из перечисленных выше книг.

Много времени Т. Маврина отдавала созданию макета книги, её предварительной разметке. «Работа эта длинная и нелёгкая, особенно когда имеешь дело со стихами такого обворожительного поэта, как А. С. Пушкин. Надо всемерно уступать и даже жертвовать стройностью всей книги, из уважения к смыслу и обаянию строчек», — писала она об этой работе в одной журнальной публикации. «Русские сказки, оставшиеся нам в наследство от народа и от А. С. Пушкина, художник обязан сохранить, не перетолковать в угоду моде», — писала Т. Маврина.

Кроме иллюстраций на выставке можно увидеть пейзажи старых русских городов, сделанных Мавриной во время её многочисленных путешествий, букеты цветов и изображения, сказочных зверей — бестиарий, как их называла сама художница.

О том, как создавались эти работы, Т. Маврина писала в дневниках: «…дома я переписываю свои карандашные рисунки красками. Иногда получается лучше, иногда хуже, но, во всяком случае, достойнее. Рисовать с натуры быстрее, на мягкой бумаге, карандашом, рука поспевает за мыслью».

«На ее рисунках движение карандаша по листу бумаги можно уподобить движению смычка в руках виртуоза музыканта, кажущаяся небрежность не от неумения, а от избытка умения, дающего право на дерзость», — это уже суждение о технике мавринских рисунков искусствоведа Н. А. Дмитриевой в её монографии о Т. Мавриной.

Отдельные листы Т. Мавриной можно смотреть по одному и любоваться ими, но истинное их значение зритель понимает, рассматривая их в совокупности, в серии, «сюите» — открытии, привнесённом в современное искусство импрессионистами, которым Т. Маврина активно пользовалась.

Несколько серий таких работ представлено на этой выставке.

Выставка открыта с 6 июня по 6 июля 2014 года в Научно-культурном центре. Время работы: ежедневно с 9.00 до 17.00. Выходной — понедельник, вторник.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.