Выставка иллюстраций к произведениям Пушкина откроется 6 июня

Выставки в Пскове июнь 2014

6 июня 2014, в пятницу в Пушкинском Заповеднике состоится открытие выставки из частного собрания «Пушкин в творчестве художников Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина».

Иллюстрации к Пушкину
Т. Маврина. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Встреча царского поезда. Заставка к мультфильму. 1951

Оба художника в разное время иллюстрировали произведения А. С. Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам. Как написала Мария Лисс, эта семья была любовным треугольником: «Третьим был – Пушкин. К нему относились не как к бронзовому классику, а как к живому человеку».

Первым к иллюстрированию А. С. Пушкина обратился Н. Кузьмин. Еще на первой выставке «Тринадцати» он показал несколько рисунков на пушкинские темы.

Выставки Псков июнь 2014

«Художник-иллюстратор, как и талантливый исполнитель музыкального произведения, должен помочь читателю понять идеи писателя, но ни в коем случае не навязывать ему (читателю) свою точку зрения. Только при наличии особого «избирательного сродства» между писателем и иллюстратором случается чудо слияния зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остается в сознание читателя постоянным спутником книги», — писал в своем сборнике «Штрих и слово» Н. В. Кузьмин.

Именно такое нерасторжимое единство героев «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и героев иллюстраций Н. В. Кузьмина возникает у нас, когда мы берем в руки том, впервые изданный издательством «Academia» в 1933 году и удостоенный Grand Prix на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Это издание принесло Н. В. Кузьмину мировую известность.

Иллюстрации к «Евгению Онегину» решены в стиле пушкинских рисунков на полях рукописи, и сам поэт часто присутствует в них. Кузьмин проиллюстрировал роман не только по сюжетной линии, но и сделал иллюстрации к лирическим отступлениям А. С. Пушкина, которые занимают в романе не менее трети строф. Подметив связь между судьбой Онегина и биографией автора, Кузьмин часто изображает поэта рядом с его персонажами, делает его соучастником событий, описанных в романе, и, тем самым, как будто получает у него благословение на собственное видение и прочтение романа.

К Пушкину Н. В. Кузьмин возвращался неоднократно: в 1957 г. он иллюстрирует «Графа Нулина», а в 1979 г. «Эпиграммы» А. С. Пушкина.

Стиль этих иллюстраций иной – лукаво-ироничные рисунки к «Графу Нулину», как нельзя лучше соответствуют пушкинской поэме о далекой от нас усадебной жизни александровских времен, а остро жалящие, гротескно-сатирические рисунки к «Эпиграммам» разят сатирическими стрелами представителей высшего общества эпохи Николая 1.

В поздних работах Н. Кузьмина всегда проявляется ироничность, тонкая связь с духом и текстом иллюстрируемого произведения, а не с одними лишь подробностями сюжета. В 1950-х годах его рисунки как бы заново открыли для читателей рассказ Н. С. Лескова «Левша», заметный успех имели иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1958) и книге Ю. Н. Тынянова «Малолетний Витушишников» (1966), также представленные на выставке.

Выставки Псков июнь 2014

В биографии Н. В. Кузьмина было много моментов, когда принимаемое им решение круто меняло его судьбу. Так, в 1909 г. девятнадцатилетний самоучка из захолустного провинциального города Сердобска осмелился послать свои рисунки – подражание модному тогда англичанину О. Бердслею – в изысканный журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову, и их напечатали. Печатал виньетки Кузьмина и другой, уже петербургский, журнал – «Аполлон», а позже его рисунки появлялись в журналах «Сатирикон» и «Лукоморье».

В 1912 году после окончания реального училища Н. Кузьмин поступает в Петербургский Политехнический институт, но, быстро заскучав на технических чертежах, он стал посещать классы Общества поощрения художеств, где занимался у И. Я. Билибина (1912 — 1914), после войны и революции он продолжил обучение у П. А. Шилинговского в Петроградском ВХУТЕИНе (1922 — 1924).

Восемь лет, с 1914 по 1922 годы, Кузьмин провёл на военной службе, командовал сапёрной ротой, служил дивизионным инженером. Опять же случай, болезнь – тиф, уложил его в лазарет накануне похода в Крым против Врангеля и спас от неминуемой гибели при взятии Крыма: в этих боях от 15-ой Стрелковой Инзенской дивизии, в которой он воевал, в живых остались несколько человек.

В этом же ряду случайностей и неординарных поступков, стоит и дерзкое решение проиллюстрировать «Евгения Онегина», которое зародилось осенью 1928 года в Саратове на курсах переподготовки комсостава, где каждый вечер в библиотеке Н. Кузьмин читал А. С. Пушкина до отбоя, до сигнала трубы «спать пора».

В 75-летнем возрасте Н. Кузьмин, которому начинает изменять зрение, дрожат руки, перо не слушается и не отвечает виртуозным штрихом, свойственным мастеру, посвящает себя литературному труду.

«Поистине это кажется чудом! В литературу на восьмом десятке своей жизни в роли юного автора, новичка-дебютанта входит престарелый художник, и его первая книжка прельщает читателя с первых же строк зрелостью своей поэтической формы», — писал в предисловие к его книге «Круг царя Соломона» (1964) Корней Иванович Чуковский.

В дальнейшем Н. В. Кузьминым были написаны и опубликованы книги воспоминаний: «Штрих и слово» (1966), «Наши с Федей ночные полёты» (1969), «Давно и недавно» (1981), «Страницы былого» (1984), «Художник и книга» (1985). Все эти книги написаны от первого лица, в форме исповеди, которая, скорее всего, явилась наиболее близкой автору литературной формой, поскольку искренность, а не сочинительство всегда ставилась им во главу угла творческого труда.

Кроме книжных иллюстраций, которые известны почитателям таланта художника Н. Кузьмина, мы представляем на выставке большой раздел станковой графики: пейзажи, натюрморты, букеты – выполненные в технике акварели и гуаши.

Многие из представленных работ написаны Николай Васильевичем на дачах, в Подмосковье, где Кузьмин и Маврина проводили каждое лето, начиная с 1933 года. Темы дачных работ этого периода — букеты. Читая дневники Т. Мавриной и Н. Кузьмина, можно сделать вывод о неком соревновании художников. Вот записи из дневников Т. Мавриной: «К. написал бело-голубой букет, я исключительной красоты картинку с тучей и бабочками». «К. написал букет. Он хорош. К. увлёкся и написал ещё два». «Мальвы. К. делает ерунду, подражая японцам. Я назвала его «творушка».

А вот запись из дневника Н. Кузьмина: «Т. писала ромашки, ничего не вышло. Я, сперва, сделал букет на красном фоне. Потом этот же букет в стиле раннего футуризма. Т. очень нравится, мне тоже. Я гордый».

Выставляемые здесь пейзажи Кузьмина различаются по техники исполнения. Более ранние, 30-х годов, живые и импрессионистические, и поздние, 50-х годов, более реалистические и академические. Но везде мы видим красоту природы и присутствие дыхания времени. А московские пейзажи дают нам представление о том периоде нашей истории, когда урбанизация и автомобили ещё не вытеснили человека из городской среды и не сделали его узником каменных джунглей. Работы Н. В. Кузьмина представленные на этой выставке, открывают новые грани его творческого наследия.

Т. А. Маврина взялась иллюстрировать А. С. Пушкина только в конце 1940-х годов. Юмор и поэзия русских народных сказок, сказок Пушкина были знакомы и близки ей с детских лет, но главной темой её работ они стали в послевоенные годы.

«Сначала был Пушкин, потом уже сказки, — писала Т. Маврина в одной из журнальных статей. — Задумала я делать сказки ещё во время войны, пленившись загорскими розовыми башнями, мысленно рисуя на обломанных тогда шпилях, вместо простых флюгеров – пушкинского «золотого петушка».

Но пока вдоволь не набродилась по московским улицам, разглядывая всякую старину, не поездила по старым городам; не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях; не нарисовалась всего этого всласть, я не принималась за сказки».

Первой – была «Сказка о мёртвой царевне» вышедшая в 1949 году, затем был мультфильм М. Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье» и эскизами декораций, сделанных Т. Мавриной. В 1951 году он получил премию «За лучший мультфильм» на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. Затем было много книжек русских сказок, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и к поэме «Руслан и Людмила», получавшие медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в г. Лейпциге.

В 50-е годы Маврина иллюстрирует русские народные сказки и сказки А. С. Пушкина в издательствах «Детгиз» и «Росгизмеспром». Эти книги переиздаются республиканскими издательствами на языках народов СССР.

В 1957 — 1961 гг. выходят книги сказок, оформленные Т. Мавриной: «По щучьему велению» (русская народная сказка), «Детгиз»; «Сорока-белобока», «Детский мир»; «Карусель» (вятские игрушки), текст Н. Колпаковой, «Детский мир». Диафильм «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Детгиз»; «Старинные русские песни», составитель Л. Шувалова, «Детгиз»; А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Гослитиздат»; «Солнце, месяц и Ворон Воронович» (русская народная сказка в обработке М. Булатова), «Детский мир», «Василиса Премудрая» (русская народная сказка в обработке В. Ганкиной), «Детгиз»; «Как у бабушки козел» (русская народная сказка), «Детский мир».

Выставки Псков июнь 2014

В 1960-е и последующие годы Маврина объединила в своём творчестве экспрессивную декоративность, яркость и сочность цвета, традиционные для народного искусства и живописность французских «фовистов», приёмы, усвоенные, ею, ещё во время учёбы во ВХУТЕМАСе. Результатом этой работы стали серии пейзажных композиций, динамические моменты жизни, застигнутой врасплох. Они легли в основу книг-путешествий, книг-картинок: «Сказочные звери» (1965), первая премия на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно 1966 г.; «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» (1967) — диплом 1-ой степени Всесоюзного конкурса на лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания 1967 г.; «Сказочная азбука» (1969) — диплом 1-ой степени Всесоюзного конкурса на лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания 1969 г.

В 1974 году Т. А. Маврина снова проиллюстрировала все сказки А. С. Пушкина для издательства «Детская литература», которое выпустило их одной книгой.

В последующие годы Маврина составляет и издаёт в содружестве с Ю. Ковалём книги для юношества: «Стеклянный пруд» (1978); «Заячьи тропы» (1980); «Журавли» (1982); «Снег» (1985); «Бабочки» (1987); «Жеребёнок» (1989).

В 1975 г. Т.Мавриной присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к детским книгам и за серию станковых работ «Сказка, Родина, Красота».

В 1976 г. Т. Маврина награждена Золотой медалью Г.-Х. Андерсена (Международной премией IBBY) за международный вклад в дело иллюстрирования детских книг.

Президиум АХ СССР в 1987 г. наградил золотой медалью Т. А. Маврину за иллюстрации к книге А. Рогова «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» (1986) и к книге Ю. Коваля «Снег».

В 1998 г. Маврина награждена посмертно почётным дипломом Международного совета по детской литературе за вклад в российскую литературу, книжную культуру для детей и юношества.

На выставке представлены иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и многим из перечисленных выше книг.

Много времени Т. Маврина отдавала созданию макета книги, её предварительной разметке. «Работа эта длинная и нелёгкая, особенно когда имеешь дело со стихами такого обворожительного поэта, как А. С. Пушкин. Надо всемерно уступать и даже жертвовать стройностью всей книги, из уважения к смыслу и обаянию строчек», — писала она об этой работе в одной журнальной публикации. «Русские сказки, оставшиеся нам в наследство от народа и от А. С. Пушкина, художник обязан сохранить, не перетолковать в угоду моде», — писала Т. Маврина.

Кроме иллюстраций на выставке можно увидеть пейзажи старых русских городов, сделанных Мавриной во время её многочисленных путешествий, букеты цветов и изображения, сказочных зверей — бестиарий, как их называла сама художница.

О том, как создавались эти работы, Т. Маврина писала в дневниках: «…дома я переписываю свои карандашные рисунки красками. Иногда получается лучше, иногда хуже, но, во всяком случае, достойнее. Рисовать с натуры быстрее, на мягкой бумаге, карандашом, рука поспевает за мыслью».

«На ее рисунках движение карандаша по листу бумаги можно уподобить движению смычка в руках виртуоза музыканта, кажущаяся небрежность не от неумения, а от избытка умения, дающего право на дерзость», — это уже суждение о технике мавринских рисунков искусствоведа Н. А. Дмитриевой в её монографии о Т. Мавриной.

Отдельные листы Т. Мавриной можно смотреть по одному и любоваться ими, но истинное их значение зритель понимает, рассматривая их в совокупности, в серии, «сюите» — открытии, привнесённом в современное искусство импрессионистами, которым Т. Маврина активно пользовалась.

Несколько серий таких работ представлено на этой выставке.

Выставка открыта с 6 июня по 6 июля 2014 года в Научно-культурном центре. Время работы: ежедневно с 9.00 до 17.00. Выходной — понедельник, вторник.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.