Выставка «Волшебная японская тушь» открылась в Изборске

Выставки в Изборске июль 2015

Выставка японская тушь

13 июля в музее-заповеднике «Изборск» открылась выставки японской живописи Ирины Левашёвой «Волшебная японская тушь».

Ирина Левашёва – яркий московский художник, реставратор, декоративист. В творчестве Ирины сочетается несколько художественных направлений, каждое из которых обогащает другое и позволяет сохранять творческий тонус, находить новые неожиданные решения и технические приёмы. На выставке представлены работы «цветы и птицы», животные или просто цветы, веера, открытки, сикиси и танзаку.

Японская живопись в технике суйбокуга, или суми-э, для овладения которой требуется пройти долгий путь обучения и практики, прежде чем освоить эту технику на высоком уровне мастерства. Технические особенности этого вида графической живописи очень своеобразны и во многом противоположны европейско-русской традиции. Ритм, с которым работает рука художника – это ритм самой жизни, молниеносный, мгновенный.

Наверное, с японской живописью можно сравнить только технику нашей фрески, которая требует таких же быстрых и точных ударов кистью, не терпящих никаких исправлений.

Несмотря на внешне светский характер сюжетов, которые можно отнести к анималистическому жанру или жанру пейзажа и натюрморта, в основе своей мотивы японской живописи религиозны и иллюстрируют философию дзен-буддизма. Живопись суйбокуга, или суми-э (сочетание туши – «суми» и живописи – «э») возникла в XIV веке, и первыми её художественными исполнителями могли быть только священники, затем самураи, так как это духовно напряжённая работа. Суть этих изображений, если только её можно выразить словами, заключалась в том, что каждая малая деталь природы – это и есть весь мир. «Простые черные линии, нанесённые на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесённых слов могут быть результатом многих часов медитации»

Большая часть работ Ирины вдохновлена японской поэзией. Цветущая ветвь на фоне луны созвучна короткой строфе средневековой поэтессы Сикиси:

Печалится взор.

О, если б найти приют,

Где осени нет!

Везде – на лугах, на горах

Луна поселилась.

В творчестве Ирины особое значение и силу имеет пион (Счокрэй  – творческое имя («Прекрасный Пион»)), цветок, которому посвящено множество мифов и который символизирует императорскую власть и богатство, а также воплощает весну и женскую добродетель. В репертуар художника вошли и типично русские растения («Сирень», ветви с плодами яблок, боярышник и др.), но все они выполнены в той же самой непривычной для таких мотивов технике суйбокуга или с сильным её влиянием.

Хотя японская серия Ирины Левашевой выглядит традиционной, глубоко укорённой в азиатском искусстве, менталитете, на самом деле, в работах синтезируется очень много приёмов, которые возникали в суйбокуга на протяжении веков. Так, например, большая часть картин раннего периода в японской традиции была монохромна, допускались лишь лёгкие цветовые тонировки.   В графических листах иногда используются растворы натуральных трав для тонких и естественных по своему цвету тонировок (реставрационный приём), которые создают «живопись из тонкого тумана». Развитие отдельных жанров могло занимать целую эпоху и олицетворять её:  «горы и реки», «цветы и фрукты», «портреты патриархов» и т.д. Теперь художник выбирает любой из них или все сразу, по своему вкусу.

При всем соблюдении общей стилистики в работах художника господствует авторский, творческий подход к сложившимся канонам, синтез графических, живописных, реставрационных средств, что даёт неожиданные и интересные результаты и позволяет ощущать творческую свободу.

Печорский район Псковской области, Старый Изборск, улица Печорская, дом 32 (усадьба купца Шведова).

Проезд из Пскова до Изборска по автодороге Псков – Рига, далее по указателям.

Телефоны музея 8(81148) 96-696, тел 8(81148) 96-602

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.