Выставка «Керамика в псковских традициях»

Выставки Псков

Тематическая выставка «Керамика в псковских традициях и современном искусстве» открылась в Пушкинском заповеднике. Экспозиция, основанная на предметах фондовой коллекции заповедника, а также экспонатах, предоставленных партнерами выставки, знакомит посетителей с историей гончарного промысла Псковской области от средних веков до образцов ХХI века, рассказывает о разнообразии типов керамической продукции, особенностях изготовления и применения керамики.

выставки. Псковская керамика

В собрании усадебного музея пушкинской поры преобладают предметы XIX века, представляющие эстетизированный быт дворянской усадьбы: чайные пары, тарелки, сервизы, вазы из тончайшего фарфора.

Музейная коллекция бытовых изделий ХIХ — начала ХХ вв. довольно многообразна – объемные массивные корчаги, горшки-двойнята, чашки, бутыли с узким горлом и ручками, кувшины, горлачи, миски, водолеи, молочники и детские игрушки. Местные мастера выпускали посуду матовую, либо покрытую однотонной поливой коричневого, желтого или зеленого цвета. На Псковщине получила распространение муравлёная (с зеленой поливой) керамика. Она шла на изготовление домашней посуды, черепицы, применяемой для покрытия куполов православных храмов, простой облицовочной плитки, а затем и изразцов с узорами. Повсеместно встречалась чернолощёная посуда. Традиционно изделия покрывались бесцветными глазурями и расписывались цветными красками – ангобами. Часто изделия расписывались белым ангобом либо с подкраской цветной глазурью. Разнообразие типов и техник изготовления керамической продукции представлено в подразделах: матовая посуда, посуда с однотонной поливой, посуда расписанная цветными глиняными красками – ангобами, псковская игрушка, изразцовая керамика.

Обилие глиняной посуды — горшков, мисок, кринок, рукомоев, кувшинов – напоминает гончарный развал на Святогорской ярмарке, где посуду продавали на сотни. Проживая в Михайловском, А. С. Пушкин не раз посещал ярмарки, которые устраивались у стен Святогорского монастыря. Согласно свидетельствам, здесь шла бойкая торговля изделиями гончаров: посудой и игрушками. Наблюдения за жизнью крестьян Александр Сергеевич отразил во многих своих произведениях. Слово «глиняный» встречается в творчестве А. С. Пушкина 13 раз, горшок он упоминает 12 раз, кувшин — 14, чашку — 31; встречается в его произведениях также слово «фарфор». Атмосфера Святогорской ярмарки передается в работах М. М. Гохштейна (1871 – 1942) «Ярмарка у Святогорского монастыря» и Н. И. Шестопалова (1875 — 1954) «Ярмарка в Святогорском монастыре».

С ХVII века интерьеры зданий украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. В условиях домашних мастерских псковский гончарный промысел просуществовал до середины 30-х годов ХХ века, когда появились промышленные предприятия. Одно из таких предприятий открылось в поселке Пушкинские Горы, а улица, на которой оно располагалось, была названа Гончарной. В Пушкиногорском районе перед Великой Отечественной войной функционировало несколько кустарных предприятий, работающих на местном сырье – глине. Традиции старых мастеров, а также своеобразие современных техник изучаются сегодня в Детской школе искусств, носящей имя С. С. Гейченко. На выставке молодые художники представили свои жанровые работы, а также мелкую пластику, рисунки и наградные дипломы.

Во второй половине ХХ века керамические изделия вышли за рамки утилитарного значения, бытового и хозяйственного пользования, а стали предметом декора и художественного творчества, используются для украшения интерьера, одежды, представляются на художественных выставках. Последнюю треть ХХ и начало ХХI века можно назвать периодом творческого эксперимента в керамике, временем проявления ярких индивидуальностей художников-керамистов. Сегодня в керамике отражаются все направления современного искусства – поп-арт, гиперреализм, концептуализм, инсталляция. Произведения мастеров отличает глубина и выразительность художественного образа, чувственная романтичность и философское отношение к миру, усиление декоративных качеств материала посредством фактуры и цвета.

На рубеже ХХ — ХХI веков коллекция музея пополнилась авторскими предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными в разных стилях и техниках, но все они связаны с именем Пушкина, иллюстрацией его произведений, сохранением памяти о поэте и местах, где он «провел изгнанником два года незаметных». Это рельефные архитектурные композиции, объемные стенные тарелки, пластины, плакетки, фарфоровые куклы, малые архитектурные формы.

Выставка открыта с 26 января по 6 июля 2014 года в Научно-культурном центре.

Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника. Пушкинские Горы, улица Новоржевская, дом 21

Время работы ежедневно с 9.00 до 17.00. Выходные дни понедельник и вторник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.